Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Адаптация к школе - многоплановый процесс.
Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия школы едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Во многом адаптационный процесс к школьному обучению зависит от готовности ребенка к школе
Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Целью нашего исследования явилось изучение школьной тревожности ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Гипотеза исследования: на первоначальном этапе адаптации к школьному обучению уровень школьной тревожности выше.
В исследовании участвовало 60 детей, из них 30 детей обучающихся в первом классе и 30 детей обучающихся во втором классе. Исследование проводилось по методикам «Тест школьной тревожности Филлипса» и анкета по исследованию мотивации учения и адаптации ребенка к школе, разработанной Н.Г. Лускановой.
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам: уровень адаптации к школьному обучению выше у детей, обучающихся во втором классе, чем у первоклассников; на уровень школьной тревожности процесс адаптации ребенка к школьному обучению существенно не влияет (статистически значимых различий в уровне тревожности между контрольной и экспериментальной выборкой не было получено).
Таким образом, гипотеза нашего исследования не нашла своего практического подтверждения.