В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обуславливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего. С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...). Чарльз Спирмен обнаружил, что оценки школьников среди предположительно не связанных испытуемых имели положительную корреляцию между собой, и выяснил, что эти корреляции отражают влияние преобладающего фактора, который он обозначил как g , фактор общего интеллекта.
Традиционным является понимание интеллекта как способности к обучению. Действительно, во многих работах показано, что данные, полученные с помощью тестов интеллекта, значимо коррелируют с успешностью обучения (r= 0,50) Исследуя эти работы, у нас возникли следующие вопросы: «Насколько сильна взаимосвязь между уровнем интеллекта студентов и их успешностью в обучении? Можно ли утверждать, что студент, имеющий высокоразвитый уровень интеллекта, будет занимать столь же высокие позиции в обучении? Можно ли рассматривать балльно-рейтинговую систему оценки как показатель истинных достижений и знаний студентов?»
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, нами было проведено исследование. В исследовании взаимосвязи уровня интеллекта и успешности студентов в обучении приняло участие 60 студентов 2-4 курсов ЕГПУ, обучающихся по балльно-рейтинговой системе. Отбор студентов производился в случайном порядке.
На первом этапе исследования мы провели диагностику интеллектуальных способностей данных студентов по тесту «Домино». А далее сделали запрос показателей по рейтингу за прошлый семестр каждого из студентов, принимавших участие в нашем исследовании. С помощью коэффициента корреляции Пирсона выявили связь между такими признаками как уровень интеллекта и уровень успешности по показателю рейтинга, и получили следующее: связь между показателем уровня интеллекта и показателем рейтинга статистически не отличается от нуля. Полученные данные говорят о том, что зависимости между изучаемыми признаками нет. Таким образом, если студент имеет высокий уровень интеллекта, то это еще не говорит о том, что он будет успешен в обучении потому, что рейтинг студентов отражает не процесс обучения, а его результат. И наоборот, студент, обладающий высоким рейтингом, имеющий высокие результаты в обучении не всегда будет являться обладателем высокоразвитого интеллекта. Возможно, его успех в обучении связан с его стремлением, активностью, мотивацией. Возможно, есть другие стимулирующие причины.