В каждом конкретном случае музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. Поэтому неудивительно, что мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
В период с 25.11.2010 по 16.12.2010 в группе студентов ЕГПУ в течение 5 занятий физической культуры проводилась методика САН. Цель исследования проследить изменения в состоянии учащихся во время занятия без музыки, и после ее прослушивания. На основании полученных результатов, можно проследить положительную динамику по всем показателям самочувствию, активности, настроению.
Позволю себе согласиться с высказыванием Василия Ивановича Ключевского о том, что «музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде». Таким образом, музыка не только поддерживает уже имеющееся настроение, но и способствует его динамике. В свое время Бертольд Ауэрбах тонко подметил следующее: «музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».