Современная система образования характеризуется многообразием методов обучения. Образовательная задача нашего ВУЗа состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний. Успешность решения этой задачи зависит от содержания и организации учебной деятельности, и, безусловно, от субъекта этой деятельности - нас, студентов, со всеми присущими им индивидуально-психологическими особенностями.
Сегодня прогрессивным методом преподавания и усвоения знаний на занятиях по психологии в нашем ВУЗе является развивающее обучение. Особенность развивающего обучения заключается в том, что мы, студенты, должны не только услышать, прочитать, понять, но и прочувствовать материал с примерами жизненных ситуаций. Процесс развивающего обучения имеет свою логику: студенты слушают текст и сообщают о своей первой реакции на услышанное, затем проводится его обсуждение сначала на эмоциональном, а потом на рациональном уровне. Эмоциональный уровень предполагает активное применение чувств и ощущений. Рациональный же - обобщение выводов, цель которых - продемонстрировать качество усвоения материала.
Данный метод обучения предполагает такой элемент, как сопереживание студентов, умение представить себя в предлагаемой жизненной ситуации. Нам предлагается использовать свой собственный эмоциональный и интеллектуальный потенциал - личные чувства и переживания, прежние знания, ценностные ориентации, установки и оценки, умения систематизировать старую и новую информацию и на ее основе самостоятельно делать правильные умозаключения. Это помогает лучше усвоить учебный материал и понять, как распорядиться им в нашей будущей профессиональной деятельности.
Главные методы развивающего обучения - метод сопереживания, анализ жизненной ситуации. Цель такого анализа в том, чтобы стимулировать активность студентов на занятиях в зависимости от характера и уровня подготовки студенческой аудитории. Важные моменты метода сопереживания ситуации это: анализ собственных ощущений; усвоение результатов научных исследований; сопоставление различных концепций по той или иной конкретной проблеме; ведение наблюдений; использование полученной информации для описания и прогнозирования.
Преподаватели, используя в работе со студентами развивающее обучение, предполагают, что они смогут использовать полученную информацию для более разумной организации и личной жизни, и профессиональной деятельности. Полагается, что никакие эмпирические факты и научные теории нельзя понять и усвоить, если наряду с разумом в их осмыслении не задействованы чувства.