Субъективное отношение к заболеванию изучалось учеными различных направлений психосоматической медицины. В результате многочисленных исследований образовался целый ряд терминов, определяющих отражение болезни в психике человека. Наиболее популярным и часто используемым термином в настоящее время стала предложенная Р.А.Лурия «внутренняя картина болезни». Спектр возможных изменений психики лиц с ограниченными физическими возможностями достаточно широк. Это и негативные эмоциональные реакции, связанные с изменением физического состояния: страх, депрессия, тревога, раздражительность. Это невротические и астенические состояния, развившиеся на фоне соматической болезни. Это и переживания, вызванные последствиями болезни, изменением трудоспособности, семейного положения, всего социального статуса больного человека, а также стойкие, иногда трудно преодолеваемые перестройки всей личности инвалида.
Ситуация инвалидности сопровождается глубоким личностным кризисом, переоценкой жизненных ценностей и образует почву для размышлений о жизни, о самом человеке, его судьбе. Нередко бывает так, что тяжелое заболевание делит жизнь человека на два периода: «до болезни» и «после болезни». В результате человек остается жить в прошлом, так и не сумев преодолеть реально существующие внешние препятствия, а главное - внутренние психологические барьеры. Он теряет свое собственное «Я», свое место в жизни, не может расстаться с прошлым, не в состоянии принять новую ситуацию и собственное «Я» в новом качестве. В ситуации соматически ограниченных возможностей многие люди впадают в отчаяние, так как их собственное «Я» претерпевает глубокие изменения, и от него требуются новые волевые усилия, чтобы справиться со своим заболеванием, в противном случае человек теряет свое «Я» и становится «рабом болезни»
Проблема принятия самого себя, обретения внутренней гармонии актуальна для лиц с ограниченными физическими возможностями. Единственный способ выхода из личностного кризиса - принять свою болезнь и продолжить свою жизнь. Болезнь и ограничение жизнедеятельности способны заставить человека по-новому взглянуть на собственную жизнь, ее смысл, себя самого: она может вызвать чувство утраты, вины, а, следовательно, особую остроту переживания ценности и субъективной прелести жизни.