Изучение психических состояний в современной психологии является актуальным направлением. Многими исследователями отмечается, что психологические состояния непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый период развития имеет свои психологические особенности, свою осознанность, интенсивность переживаемых состояний, способность их преодолеть. Большое внимание в научной психологической литературе уделяется непосредственно школьной тревожности у детей. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог».
В нашем исследовании принимали участие учащиеся 5,6, 7 классов. Общая выборка составила 54 учащихся г. Елабуги. Для выявления выраженности тревожности мы использовали методику А.Н. Прихожан «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению».
Мы проанализировали возрастное проявление тревожности. Мы получили, что тревожность более выражена в 5 классе. Причина этого может быть в том, что меняется характер учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка. Менее выражена тревожность в 7 классе
На следующем этапе мы выявляли половые особенности выраженности тревожности. Мы получили, что у мальчиков 5 и 7 класса более выражен уровень тревожности. Получившиеся результаты можно объяснить тем, что девочки опережают мальчиков в своем развитии. У них раньше развиваются индивидуальность, самостоятельность в учении, у девочек более развиты коммуникативные способности. Также девочки более ответственны в отношении домашних заданий, добросовестнее, усидчивы, что в последствии, на уроках и при ответах вызывает меньшую напряженность.
В нашем исследовании мы провели анкетирование учащихся. Анкетирование позволило выявить ситуации, которые вызывают беспокойство у учащихся: контрольная работа, учитель называет отметки после контрольной, не понимают объяснения учителя, выступать перед классом, ожидание родителей с родительского собрания. Ситуации, вызывающие беспокойство и волнение немного отличаются по своей выраженности у мальчиков и девочек.
Использованная литература:
1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1984. - 256 с
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-264 с.
3. Миляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2007.248с.