Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи. Главным социальным фактором, влияющим на психическое развитие, является семья. Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми.
Цель: исследовать влияние взаимоотношений в семье на неуспеваемость подростков.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза: уровень взаимоотношений в семье (благополучный или неблагополучный) влияет на школьную неуспеваемость.
В данном исследовании использовалась следующая методика: опросник социализации для школьников «Моя семья» в интерпретации Е.Ф. Рыбалко. Для выявления школьной успеваемости подростков был использован метод обработки данных - количественный анализ (в классификации по Б.Г.Ананьеву). В исследовании приняли участие 60 учеников шестых классов. В результате изучения школьного журнала, было выявлено 30 успевающих («ударники» и «отличники») и 30 неуспевающих («троечники») подростков.
В результате эмпирического исследования были получены следующие данные: