ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи. Главным социальным фактором, влияющим на психическое развитие, является семья. Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми.

Цель: исследовать влияние взаимоотношений в семье на неуспеваемость подростков.

В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза: уровень взаимоотношений в семье (благополучный или неблагополучный) влияет на школьную неуспеваемость.

В данном исследовании использовалась следующая методика: опросник социализации для школьников «Моя семья» в интерпретации Е.Ф. Рыбалко. Для выявления школьной успеваемости подростков был использован метод обработки данных - количественный анализ (в классификации по Б.Г.Ананьеву).  В исследовании приняли участие 60 учеников шестых классов. В результате изучения школьного журнала, было выявлено 30 успевающих («ударники» и «отличники») и 30 неуспевающих («троечники») подростков.

В результате эмпирического исследования были получены следующие данные:

  • Уровень семейных взаимоотношений не влияет на неуспеваемость подростков. В подростковом возрасте школьная неуспеваемость в большей степени обусловлена спецификой возраста, а также отсутствием адекватной мотивацией к учению.
  • Уровень взаимоотношений в семье не зависит от того, кто стоит во главе семьи: мать, отец или оба родителя. Каждая семья сама создает «погоду в доме». Эмоциональный климат зависит от каждого члена семьи, а не от доминантного родителя.
  • Состав семьи статистически значимо не влияет на уровень взаимоотношений в семье. И хотя существует стереотип, что в неполных семьях чаще воспитываются неблагополучные дети, данное исследование это не подтвердило.
  • Существует прямопропорциональная зависимость между показателями строгости (гибкости) воспитательных установок и жесткостью (гибкостью) методов воспитания у неуспевающих подростков. Чем строже воспитательные установки, тем жестче методы воспитания. Отсюда можно сделать вывод, что чаще всего в семьях неуспевающих подростков используются строгие воспитательные установки: суровое и частое наказание, преобладание раздражительного тона родителей в общении с детьми, строгое воспитание в целом.
Таким образом в процессе нашего исследования выдвинутая гипотеза не нашла свое подтверждение.
Просмотров работы: 2