Актуальность исследования заключается в том, что в процессе обучения и развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный адаптационный этап обучения в ВУЗе. Именно в сложный адаптационный период включается особое поведение, называемое в психологии защитным поведением личности. Первый вид защитного поведения получил название механизмы психологической защиты личности, выделенным З.Фрейдом. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, является то, что они неосознанны. Второй вид защитного поведения - копинг, был выделен Р.Лазарусом. Копинг - это стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
В исследовании приняли участие 60 человек, где экспериментальная группа - приезжие студенты 1 курса, проживающие в общежитии (n=30) и контрольная группа (n=30 человек) - местные студенты 1 курса. Далее контрольную группу испытуемых мы будем называть - «местные», а «экспериментальную» группу - «приезжими». Проведенное исследование позволило получить следующие результаты: местные готовы к риску и решительным действиям по отношению к трудным жизненным обстоятельствам (t=7,3 при р<=0,001); они пытаются посмотреть на проблему словно бы из-за стекла и не воспринимать её как реальный объект и не реагировать остро (t=7,2 при р<=0,001); чаще обращаются за помощью к другим людям, так как они более адаптированы. Возможно, ведь эти студенты живут дома, и поэтому их самостоятельность выражена не ярко (t=7,6 при р<=0,001). Приезжие же студенты имеют достоверно выраженные различия в использовании ими механизмов психологической защиты. Так например, они прибегают к механизму защиты рационализация. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. Попытка разумно объяснить свое поведение в тех случаях, в которых оно разумному объяснению не поддается (t=7,6 при р<=0,001). Контрольная группа, в отличие от экспериментальной, менее склонна к использованию механизма - регрессия, что может означать, что приезжие испытуемые посредством этого механизма осуществляют неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Также следует сказать, что приезжие студенты, в отличие от местных, чаще прибегают к механизму психологической защиты как замещение (t=7,3 при р<=0,001). Возможно потому, что этот механизм развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.
Таким образом, можно сделать вывод, что местные испытуемые, в отличие от приезжих, достоверно чаще прибегают к использованию копинг - стратегий. Возможно потому, что местные испытуемые уже изначально адаптировались к процессу обучения, так как они проживают и учатся в одном городе и поэтому и ведут себя активнее в процессе общения, легко могут вести активные, преимущественно сознательные усилия, направленные на овладение ситуацией или проблемой. В отличие от местных, приезжие чаще прибегают к механизмам защиты, возможно потому, что они находятся в непривычной для них обстановке.