Проблематика подросток и компьютерная среда приобретает все большую значимость. Одним из основных компонентов этой среды являются компьютерные игры. В этой связи особый интерес представляет анализ особенностей отношения подростков к компьютерным играм и их функционированию в современной подростковой субкультуре.
Нами была разработана анкета, где мы затронули несколько аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к компьютерным технологиям. Был проведен опрос, в котором приняли участие 138 учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов, из них 77 мальчиков и 61 девочка. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры. Данные анкетного опроса показали, что для мальчиков 12-13 лет увлеченностью компьютерными играми наиболее предпочитаемый вид деятельности (30%). В связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Для мальчиков 14 - 17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза (12 - 14%). Возможно, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно - личностное общение со сверстниками. Предпочтительные виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет это общение с друзьями, просмотр телевизора, прослушивание музыки. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми составляет 16%.
Таким образом, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. Подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
Компьютерная игра - это особый, виртуальный мир, где легко удовлетворить основные потребности подростка. Здесь можно самостоятельно принимать решения и не бояться ответственности. Подросток все больше уходит в виртуальную реальность, где реализует свои силы и способности, а личностный рост в мире реальном уходит на задний план. Важно помочь любителям компьютерных игр преодолеть свои личностные проблемы: проблемы межличностных и любовных отношений, повышать уверенность в себе и своих силах, формировать позитивное мышление и оптимистический взгляд в будущее. Тогда компьютерные игры станут для них лишь развлечением, средством развития каких-либо навыков, а не способом бегства от себя и от реальности.