Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не однозначно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами - русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.
По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.
Современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных
Проблема обучения краткому пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Этой проблемой занимаются научные сотрудники, профессора, доктора педагогических наук и аспиранты сектора начальной школы НИИ, такие как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и другие. Изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
В результате изучения русского языка и литературного чтения ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Несмотря на большое количество публикаций, связанных с решением проблемы обучения краткому пересказу в начальной школе, существует ряд недостатков и недочетов:
После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется опытно-экспериментальная работа. Основное качественное изменение работы с учащимися четвертого класса в том, что они наиболее интенсивно вводятся в процесс сокращения текста, наиболее активно приобщаются к самому процессу сокращения текста, отбору основного.
Возрастание емкости смысловых этапов, выделяемых учащимися в тексте, в свою очередь свидетельствует о возросшей обобщающей функции их мышления и речи. Это делает возможным ставить перед учащимися четвертых классов такую задачу, как осуществление краткого пересказа в его обобщающей форме. Учащиеся 4 класса должны уметь кратко пересказывать текст, выделяя главное и четко излагая сформулированную мысль. Целью нашего эксперимента было проследить эффективность работы с кратким пересказом художественного текста в аспекте формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Перед опытно-экспериментальной работой мы поставили следующие задачи:
В эксперименте участвовало 23 ученика 4 А класса МОУ СОШ №21 г. Ульяновска. При определении уровня знаний, умений и навыков на начало эксперимента выделяем следующие критерии краткого пересказа художественного текста:
высокий уровень - устный целостный монолог, в котором полностью раскрыт смысл произведения, верно определены главные мысли и дана их краткая формулировка;
выше среднего - устный монолог, полностью раскрывающий смысл произведения, верно определены главные мысли, но изложены не кратко и не четко;
средний уровень - устный монолог, в котором не выделена логическая основа текста, упущены неважные структурные и событийные моменты, не прослеживается причинно-следственная связь между событиями и героями;
ниже среднего - путаный монолог, в котором не выделены смысловые части, не выделена логическая основа текста, упущены важные моменты, нарушена причинно-следственная связь между событиями и героями, обнаруживается непонимание содержания текста;
низкий уровень - отсутствие монолога, существенные искажения при передаче авторского текста, нарушение последовательности событий.
На уроке ученикам дается задание, после выполнения которого учащимся выставляются отметки, определяется уровень обученности. Выполненная работа может оцениваться по 5-бальной системе.
В уровень, оценка ,,5".
ВС уровень, оценка ,,4".
С уровень, оценка ,,3".
НС уровень, оценка ,,2".
Н уровень, оценка ,,1".
Задание 1.
Цель: Учащиеся должны кратко передать содержание текста по вопросам учителя.
А. Чехов «Ванька» (с. приложение №1).
Анализ полученных результатов:
Это задание выполнялось в начале эксперимента.
В ходе работы использовались следующие приемы и методы:
- ответы на вопросы учителя;
- составление собственных вопросов по тексту (работа в парах и группах);
- выразительное чтение;
- инсценировка диалогов;
- деление текста на смысловые части (работа в парах и в группах);
- название каждой части (работа в парах и группах);
- обоснование разделения текста на смысловые части (выступление 1 человека из группы);
- пересказ каждой смысловой части;
- выделение ключевых слов в каждой смысловой части (работа в парах и группах);
- определение правил проверки пересказа (работа в парах и группах);
- составление письменного пересказа с использованием ключевых слов;
- устный пересказ всего текста по ключевым словам и т.д.
В ходе эксперимента у учащихся были сформированы следующие универсальные учебные действия.
- Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Ученики находят схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым, устанавливают причинно-следственные связи между событиями, поведением героев, их ролями в художественном тексте. Таким образом формируется логическая модель, устанавливающая соотношение важного и факультативного, данного и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа анализа произведения.
- Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в коллективном проекте, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
- Регулятивное универсальное учебное действие - действие контроля во время самопроверки и взаимопроверки пересказа текста. Для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки пересказа текста, определяющие алгоритм действия.
Список литературы
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте / Г.А. Бакулина - М.: «Владос», 2002.- 239 с.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс / Г.А. Бакулина - М.: «Владос», 2003. - 216 с.
3. Блинова Т.П. Роль диагностики, как средства изучения уровня развития ученика / Т.П. Блинова // Начальная школа. - 2003. - №2. - с. 54-56.