ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не однозначно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами - русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных

Проблема обучения краткому пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Этой проблемой занимаются научные сотрудники, профессора, доктора педагогических наук и аспиранты сектора начальной школы НИИ, такие как   М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и другие. Изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • § Развитие речи, мышления, воображения школьников, способностей выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка»; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • § Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; овладение навыками осознанного, беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • § Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников;
  • § Формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

   В результате изучения русского языка и литературного чтения ученик должен знать/понимать:

  • § названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • § элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • § типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

  • § читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • § определять тему и главную мысль произведения;
  • § пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • § делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • § составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • § читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • § создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • § приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • § различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • § приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • § создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • § соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • § самостоятельного чтения книг;
  • § высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • § самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • § работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • § передачи в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике.

Несмотря на большое количество публикаций, связанных с решением проблемы обучения краткому пересказу в начальной школе,  существует ряд недостатков и недочетов:

  • - недостаточное количество методической литературы по системе обучения краткому пересказу;
  • - слабая активность учителей в организации и решении этой проблемы;
  • - недостаточно учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется опытно-экспериментальная работа.  Основное качественное изменение работы с учащимися четвертого класса в том, что они наиболее интенсивно вводятся в процесс сокращения текста, наиболее активно приобщаются к самому процессу сокращения текста, отбору основного.

Возрастание емкости смысловых этапов, выделяемых учащимися в тексте, в свою очередь свидетельствует о возросшей обобщающей функции их мышления и речи. Это делает возможным ставить перед учащимися четвертых классов такую задачу, как осуществление краткого пересказа в его обобщающей форме. Учащиеся 4 класса должны уметь  кратко пересказывать текст, выделяя главное и четко излагая сформулированную мысль. Целью нашего эксперимента было проследить эффективность работы с кратким пересказом художественного текста в аспекте формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

Перед опытно-экспериментальной работой мы поставили следующие задачи:

  • 1) определить уровень знаний, умений и навыков учащихся;
  • 2) определить условия эффективности некоторых видов работы с текстом и подобрать задания для них;
  • 3) опытным путем произвести проверку отобранных заданий.

В эксперименте участвовало 23 ученика 4 А класса МОУ СОШ №21  г. Ульяновска.  При определении уровня знаний, умений и навыков на начало эксперимента выделяем следующие критерии краткого пересказа художественного текста:

 высокий уровень - устный целостный монолог, в котором полностью раскрыт смысл произведения, верно определены главные мысли и дана  их краткая формулировка;

выше среднего - устный монолог, полностью раскрывающий смысл произведения, верно определены главные мысли, но  изложены не кратко и не четко;                                               

средний уровень - устный монолог, в котором не выделена логическая основа текста, упущены неважные структурные и событийные моменты, не прослеживается  причинно-следственная связь между событиями и героями;  

ниже среднего - путаный монолог, в котором не   выделены  смысловые части, не выделена логическая основа текста, упущены важные  моменты, нарушена причинно-следственная связь между событиями и героями,  обнаруживается непонимание  содержания текста;

низкий уровень - отсутствие монолога,  существенные искажения при передаче авторского текста, нарушение последовательности событий.

На уроке ученикам дается задание, после выполнения которого учащимся выставляются отметки, определяется уровень обученности. Выполненная работа может оцениваться по 5-бальной системе.

        В     уровень, оценка ,,5".

        ВС  уровень, оценка ,,4".

        С     уровень, оценка ,,3".

        НС  уровень, оценка ,,2".

        Н     уровень, оценка ,,1".

Задание 1.

Цель: Учащиеся должны кратко передать содержание текста по вопросам учителя.

А. Чехов «Ванька» (с. приложение №1).

Анализ полученных результатов:

  • у 1 (5,2%) ученика - высокий уровень подготовленности, т.к. он кратко изложил смысл произведения, передав все основные события;
  • у 4 (21%) учеников - выше среднего уровня подготовленности, т.к. полностью они раскрыли смысл, но не могли изложить кратко;
  • у 8 (42,1%) человек - средний уровень подготовленности, т.к. они не смогли изложить текст кратко и неверно или не совсем верно истолковали смысл произведения;
  • у 5 (26.3%) человек - ниже среднего уровня, т.к. не смогли изложить содержание текста кратко, не передали смысл произведения, нечетко формулировали свою речь;
  • у 1 (5,2%) ученика - низкий уровень, т.к. не смог выполнить задание.

Это задание выполнялось в начале эксперимента.

 В ходе работы использовались следующие  приемы и методы:

- ответы на вопросы учителя;

- составление собственных вопросов по тексту (работа в парах и группах);

- выразительное чтение;

- инсценировка диалогов;

- деление текста на смысловые части (работа в парах и в группах);

- название каждой части (работа в парах и группах);

- обоснование разделения текста на смысловые части (выступление 1 человека из группы);

- пересказ каждой смысловой части;

- выделение ключевых слов в каждой смысловой части (работа в парах и группах);

- определение правил проверки пересказа (работа в парах и группах);

- составление письменного пересказа с использованием ключевых слов;

- устный пересказ всего текста по ключевым словам и т.д.

 В ходе эксперимента у учащихся  были сформированы следующие универсальные учебные действия.

- Познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.  Ученики находят схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым, устанавливают  причинно-следственные связи между событиями, поведением героев, их ролями в художественном тексте. Таким образом формируется   логическая модель, устанавливающая соотношение важного и факультативного, данного и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа  анализа произведения.

 - Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в коллективном проекте, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

- Регулятивное универсальное  учебное действие -  действие контроля  во время  самопроверки и взаимопроверки пересказа текста.  Для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки пересказа текста, определяющие  алгоритм действия.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте / Г.А. Бакулина - М.: «Владос», 2002.- 239 с.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс / Г.А. Бакулина - М.: «Владос», 2003. - 216 с.

3. Блинова Т.П. Роль диагностики, как средства изучения уровня развития ученика / Т.П. Блинова // Начальная школа. - 2003. - №2. - с. 54-56.
Просмотров работы: 18