ЗНАЧЕНИЕ ГРАФОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЗНАЧЕНИЕ ГРАФОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. История графологии насчитывает немногим более трех столетий, хотя древние документы свидетельствует о том, что интерес к ее отдельным сторонам проявляли еще и такие известные личности как Нерон и Конфуций. Первая известная книга по графологии вышла в 1630 году и принадлежит перу итальянского профессора Камилло Бальдо.

В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Многие фирмы имеют в своем штате экспертов-графологов, составляющих характеристику на специалистов, принимаемых на работу. Графология также с успехом применяется в бизнесе, медицине, криминалистике, спорте, педагогике и в других областях. В педагогике графология важна тем, что с её помощью можно распознать некоторые черты личности учащегося, а далее, на этой основе,  учителю  легче найти подход к ребенку, что заметно облегчит взаимодействие  в коллективе.

Педагоги рассматривают графологию  с точки  зрения отражающихся в почерке психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о человеке и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. Например,  мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующими качествами: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк: тщательный, чистый, единообразный, точный, определенный, правильный, буквы без пропуска знаков, красивый, маленькие линии без нажима, округленный, стандартный, наклон назад, компактный, с близко стоящими буквами.

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в  напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Анализ почерка является важным и действенным инструментом  психодиагностики человека.

Комментарий почерка. Тотальный моторный контроль. Абсолютное следование стандарту прописей. Крайняя стилизованность и крайне низкая скорость почерка. Узость «петель» (см. букву «е» в словах «желаю», «тебе» и др.). Надломленность низа «р» в «марта», искусственно превозмогаемые расстояния от «у» в «учиться», «й» в «твой» и др. признаки.

Автор почерка - безусловно, никакой не школьник «Вова». Это взрослая женщина, специально натренированная писать «прописным» почерком. Несмотря на это, все-таки и здесь проявились некоторые свойства личности пишущей. Так пишет человек не спонтанный, напряженный (о чем говорят некоторые сбои - рука не выдерживает большого мышечного напряжения и концентрации и кажется, что вот-вот «дрогнет»). Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание - приносится в жертву пустой форме. К тому же, на более глубокий взгляд, это самоподавление хорошо видно в зажатости некоторых букв и линий.

Знание основ графологии необходимо учителю начальных классов, так как он обучает детей каллиграфии - искусству красиво, четко писать, что входит в культуру письменной речи.  Например, учитель может распознать в почерке ученика его склонность к замкнутости, скрытности, нелюдимости, тогда,   при совместной работе с психологом,  помогает вывести  ребенка из подобного состояния, справиться с его возможными страхами. Если же ситуация прямо противоположная, то, также совместными усилиями, можно постараться выявить причины невнимательности, неусидчивости, гиперактивности такого ученика.  В этом случае следует ненавязчивыми способами попытаться привлечь непоседу к учёбе и дисциплине.

Список использованной литературы

  1. Инесса Гольдберг. Тайны почерка, или Что на роду написано. - М.: АСТ, 2008.
  2. Инесса Гольдберг. Психология почерка. - М.: АСТ, 2008. - 256 с.
  3. Инесса Гольдберг. Язык почерка, или Проблемы на бумаге. - М.: АСТ, 2009. - 160 с.
  4. http://psyfactor.org/
  5. www.grafologia.co.il/ru
Просмотров работы: 165