ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМУНИКАЦИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМУНИКАЦИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы межкультурной коммуникации и толерантности на сегодняшний день являются весьма актуальными ввиду учащающихся случаев нетерпимости к людям иной национальности, особенно среди подрастающего поколения.

Нынешняя социально-экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Подрастающее поколение оказывается один на один со своим будущим [1]. Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Формирование межкультурной коммуникации и воспитание этнической толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и "человеческое в человеке»  [2]. Поэтому обучение и воспитание в школе должно быть организовано с учетом языковой среды - исторически сложившегося объединения людей на основе общего языка и культуры, проживающих на  одной территории.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности, цвета кожи и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Происшедшие в России в течение последнего десятилетия резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

При организации воспитательного процесса в начальной школе следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму, сети Интернет  мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям.  Современное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.

Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Учащимся предстоит освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед педагогами стоит задача таким образом построить свою профессиональную деятельность, чтобы преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения. Особенно это касается поликультурной, полиэтнической территории, такой, например, как  Ульяновская область, где в течение многих веков бок о бок, в мире и согласии  проживают русские, чуваши, татары, мордва, марийцы, башкиры, украинцы и т.д. В школах города Ульяновска и Ульяновской области обучение традиционно направлено на формирование толерантности как важного качества личности.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся, необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, а, наоборот, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д. Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
  • национальный состав коллектива учащихся;
  • проблемы в отношениях между детьми и их причины;
  • культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

К формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения причастны не только представители многочисленного педагогического корпуса, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели  искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит, станет ли этническая толерантность общепринятой нормой в российском обществе. Толерантность личности - это целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого.

Этнической интолерантности в многонациональном коллективе способствуют: трансформация этнического самосознания по типу гипер- и гипоидентичности, низкий уровень ценностно-ориентационного единства группы, негативные эмоционально-атрибутивные феномены (усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы, поиск виновного по этническому критерию, проецирование негативных качеств, неприемлемых для собственного народа, на других, повышение избирательности восприятия в ситуации предполагающихся контактов, деперсонализация членов своей и «чужой» групп, опосредующие процесс межэтнического взаимодействия. Процесс межэтнического взаимодействия в многонациональном коллективе будет проходить эффективнее, если путем психологических тренингов формировать этническую толерантность личности через развитие этнокультурной компетентности, включающей формирование навыков межкультурного общения и социокультурных стратегий, позволяющих преодолевать неизбежные межэтнические конфликты при контакте с незнакомой культурой.

Литература

1. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С.Рахманина.- Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002, - 402 с.

2. Коваль Н.А., Клоков Д.Н. Психологическая сущность толерантности // VII Державинские чтения. Психология. Педагогика. Физическая культура спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль2002 г. - Тамбов, 2002. - С. 76-77.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001, -272с. М.С. Мириманова, А.С. Обухов. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.

4. Терминологический словарь современного образования (глоссарий). Учителям, студентам, школьникам, родителям. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.- 100с.

Просмотров работы: 182