НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "body language".

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Изучен почти миллион невербальных сигналов. Только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов.

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест, позу, взгляд, выражение лица, дистанцию.

Разные народы по-своему прибегают к невербальному языку. Например, итальянцы в течение часа прибегают к жестам 80 раз, французы - 20, финны - 1 - 2 раза.

Язык жестов, с одной стороны, интернационален, с другой - каждый народ имеет свои жесты, держит свою дистанцию при общении. Все, что человек не может передать словами, он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой,  а также, что в действительности люди думают о нас.

Например, лидер, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий человек - ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. В стрессовой ситуации, например, перед экзаменом, рекомендуется сделать такой жест, чтобы пропал страх. Скрещенные на груди руки - свидетельство закрытости, желание избежать неприятностей. Учитель на уроке, протягивая руку вперед, требует внимания и готов к диалогу с классом. Кивок головой означает одобрение, разрешение продолжать. Люди, скрестившие ноги во время беседы, требуют повышенного внимания, так как они готовы к соперничеству, конфронтации.   Собеседник, сидящий на краю стула, ориентирован на действие, например, чтобы встать, уйти. Когда человек соединяет пальцы рук в купол, он уверен в себе, в том, о чем говорит - это знак доверительности. Жест самоконтроля - руки сведены за спину, и там одна рука сильно сжимает другую руку. Руки, приложенные к груди, - знак открытости и честности. Активная жестикуляция отражает часто положительные эмоции и понимается как признак дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция выдает беспокойство, неуверенность в себе, может служить признаком агрессивности.

Важным фактором в общении является и межличностное пространство. Исследователями выделено четыре зоны общения:

  • Интимная зона (от 15 до 50 см) - это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);
  • Межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) - общение друзей;
  • Социальная зона (от 1,2 до 3,7м) - эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;
  • Общественная зона (более 3,6 м) - при общении с большой аудиторией.

Отвечая на невербальное общение, человек невольно копирует позы, жесты говорящего, как бы говоря: «Продолжайте, я слушаю», побуждая тем самым к дальнейшему общению или, напротив, показывая, что общение не состоится.

Для того чтобы общение было результативным, педагогу необходимо помнить о принципах коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать речевых конфликтов и разрушать коммуникативные барьеры. Учитель использует невербальные средства общения   того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт в ученическом коллективе; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование педагогической ситуации, педагогического дискурса.

Литература:

1. Багдасарова Н.А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. - МГИМО-Университет, 2006.

2. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. - 176 c.

3. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. - М.: «Наука», 1980. - 238 с.

4. Лабунская В.А.: Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 214 с.

5. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.

Просмотров работы: 358