НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна.  Усиление акцента на использование воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новых форм общественного воспитания подрастающего поколения.  Такими формами, организуемыми вне школы, становится  детское общественное объединение. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% - чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

С начала века детское движение как объективная социальная  реальность  претерпевает значительные  изменения -  проявляет  себя  многообразно  и  далеко  не  однозначно.  Существенная  его  характеристика - стихийность,  самоорганизация,  подчиненность культивируемым в обществе спорным «ценностям» фанатизма, агрессивности, приоритета биологических, физиологических и материальных   потребностей над духовными, слепого преклонения перед зарубежным  образом жизни и утраты национальных позитивных ценностей.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

Наиболее распространенной формой сегодня является детская общественная организация - самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В России более 200 молодежных общественных организаций и объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них называются ассоциациями, лигами, союзами. Современный этап развития детского движения характеризуется переходом от одной   детской организации (пионерской) к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления, которые происходят в разных сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, детское движение выступает как фактор развития личности, как педагогическое средство.

В современной России вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении личности ребенка детские общественные организации. Однако даже беглое знакомство с опытом различных регионов России приводит в замешательство: ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации,  практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей.

Объективное социально-педагогическое назначение детской общественной организации можно сформулировать, несколько перефразируя Д. И. Фельдштейна, - детские общественные организации призваны снять противоречие между социальным развитием детей и ограниченными возможностями социального функционирования. По мысли А. В. Мудрика, детско-подростковые общественные организации представляют собой реализацию социально-педагогического проекта, так как «они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы взрослых и/или старших». Еще одна важная черта - как и любой проект, эту работу не только заранее проектируют, но еще по ходу дела дополняют и уточняют. Одним из элементов проекта становится деятельность по оформлению корпоративной культуры детской организации в педагогически целесообразном направлении.

Социально-педагогическая составляющая является существенно ограниченной в детских общественных организациях в смысле права. Соблюдение этого принципа является рамкой, отделяющей «организации детей» от «организаций для воспитания детей». Другими словами, весь вопрос - в статусе педагогической деятельности. Если педагогическая деятельность воспринимается как обеспечение функционирования организации, а не в качестве воспитательного воздействия, то проблем не возникает. При этом правовой статус вожатого (взрослого) в детской организации может быть и выше, чем у подростков - участников сообщества, так как его положение в данном случае обуславливается не возрастом, а социальной ролью в организации.

Характерной чертой детских общественных организаций является объективная автономность по отношению к государственной системе образования, они не имеют ведомственного подчинения. В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, то есть минимально зависят от воздействия извне, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и методы работы, сферы интересов; они под давлением обстоятельств могут легко рассыпаться и на новой базе собраться снова. Детские общественные организации являются частным случаем некоммерческих организаций, так как, согласно Гражданскому Кодексу РФ, «не преследуют целей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют прибыль между своими участниками». Можно сказать также, что детско-подростковые общественные организации являются частью третьего сектора, то есть потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной (муниципальной) власти и бизнеса.

В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» - специально организованным поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Так как файндрайзинг - это работа со спонсорами, которыми могут быть как органы государственной власти, местного самоуправления, так и иные общественные организации, коммерческие структуры, то в деятельности по поиску и привлечению средств немаловажную роль играет деловая репутация детско-подростковой общественной организации.

В организационном плане детское общественное объединение обладает чертами любой социальной организации, например, управляется при помощи специально создаваемых органов (организационная структура). Важной организационной чертой является наличие совокупности корпоративных ценностей и символики, обеспечивающих регламентацию поведения участников группы. Следует отметить, что детско-подростковая общественная организация развивается как любые социальные системы, проходя стадии (замысла, создания, развития, взросления, старения, смерти), а,  следовательно, как и любая социальная организация, детско-подростковое общественное объединение порождает задачи сохранения структуры и культуры. Циклы жизни общественных организаций в данном случае еще корректируются таким фактором, как смена поколений участников, которые в качестве активных субъектов находятся в них всего лишь 3-4 года. Ко всему изложенному следует добавить, что если учесть, что поколения в организации сильно отличаются друг от друга, то жизнедеятельность детско-подросткового общественного объединения представляет собой несимметричную синусоиду. Поэтому руководитель организации вынужден заниматься организационным прогнозированием, проектированием и т.д.

Из проведенного анализа детского движения как конструируемой новой социальнопедагогической реальности можно сделать следующие выводы:

1. Активность современного российского Детства представлена практически во всех сферах общественного и государственного устройства разнообразием форм, направлений личностно и общественно значимой деятельности; разной степенью самоуправления, самостоятельности, творчества самих детей.

2. Многообразие, дифференцированность детских объединений, специфика базы их функционирования, основной деятельности определяет особенности воспитательного влияния на личность ребенка и представляет в целом достаточно значительный социально-педагогический потенциал позитивно организованного детского движения, который пока недооценен, глубоко не изучен и не стал основой целенаправленного конструирования этой уникальной реальности - субъекта государственного и общественного развития.

3. Педагогическое обеспечение деятельности этих объединений как важное условие эффективной реализации воспитательного потенциала - не формальное, а скорее проявление «внутренней педагогической «склонности» (по К.Д.Ушинскому); осознанная потребность взрослого руководителя, показатель его отношения к детям, их запросам, нуждам, проблемам.

4. Детские общественные объединения дают обществу совершенно нового педагога-общественника, тем самым расширяя значимость этого субъекта общественного воспитания, вовлекая в процесс социального воспитания новые слои взрослого населения.

Используемая литература:

1. Алиева Л.В.   Детское  общественное  объединение  в  системе  социального  воспитания   детей   и   юношества.   Учебно-методическое   пособие.   -  М., 2007. - 72 с.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность // Народное образование.- 2007. - № 7. - С. 207-214.

4. Галихова В. Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства / В.Галихова  // Народное образование. - 1999. - №10. - C. 23-27.

Просмотров работы: 18