Проблема употребления морфина медицинскими работниками и их близкими имеет довольно долгую историю и, несмотря на быстрые темпы развития общества, продолжает играть большую роль в структуре наркотической зависимости в мире и в России в частности.
Впервые диагностические термины «морфиномания» (Шарко) и «морфинизм» (Левинштейн) появляются в словарях по психиатрии конца XIX века. А в начале XXв. статья «Морфинизм» выходит и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Много морфинистов среди совершенно здоровых на вид людей имеется во всех городах, там, где кипит общественная жизнь, где рано расстраиваются нервы. Число приучающихся к морфию с каждым годом все больше и больше...большинство морфинистов люди образованные, развитые, среди них много врачей...».
Наркозависимость среди врачей и медицинского персонала явление нередкое и легко объяснимое: легкий доступ к наркотическим средствам и ложное понимание правильности их использования на самих себе.
По данным различных источников такие известные врачи как Авиценна, Парацельс, Дрезер были зависимы от употребления опиатов, но, пожалуй, самым известным стал Михаил Афанасьевич Булгаков, описавший свое пристрастие в рассказе «Морфий». Немецкий профессор Луис Левин в 1924 году приводил данные о морфинизме среди европейских медиков: это 40,4 % врачей и 10 % их жен. Когда в 1935 году в России были проведены статистические подсчеты, оказалось, что в стране насчитывалось 700 наркоманов. Примерно одну шестую от этого количества составляли медицинские работники. В общем-то, такая же картина (в смысле общего количества и соотношения наркоманов) сохранялось и в 40-е и в 50-е годы. В 1959 году на учете состояло 454 наркомана, из которых большинство (204) употребляли морфин, 68 - героин и 60 - метадон. 15% из них работали в сфере медицинского обслуживания. Несмотря на появление новых видов наркотиков, опиаты являются самыми популярными у медиков-наркоманов: 25% всех средств на 2002 г.
Таким образом, явление морфинизма в медицинской среде заслуживает пристального внимания и контроля со стороны специализированных служб.