Профессионально-личностные качества куратора студенческой группы - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Профессионально-личностные качества куратора студенческой группы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Институт кураторства в нашей стране появился еще в прошлом веке, а именно в 1903 году Императором Николаем II была утверждена Инструкция для кураторов Томского Технического Института. Прошло более ста лет, но потребность в работе куратора не отпала, а наоборот возросла, несмотря на то, что изменились требования к системе высшего образования. Это связано прежде всего с тем, что студенты живут в конкретном социальном и культурном обществе, поэтому и программа воспитательной работы, а также внеучебной деятельности должна разрабатываться как социально-адаптационная.

В настоящее время практически во всех академических группах высших и средних учебных заведений имеются кураторы, и воспитательная работа ведется под их руководством. Однако на настоящем отрезке времени совершенствование работы кураторов - это серьезная проблема современной системы воспитания. Так, в вузах, чаще всего, эта деятельность рассматривается как общественное поручение на полудобровольных началах, и каждый из таких назначенцев занимается ею в меру своего желания, опираясь, главным образом на собственный энтузиазм. В соответствии с этим, можно выделить несколько типов кураторов в соответствии с кругом задач, которые они сами себе определяют:

- куратор - "информатор" - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.), он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными;

- куратор - "организатор" - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.), чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение;

- куратор - "психотерапевт" - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом;

- куратор - "родитель" - берет на себя родительскую роль в отношении студентов, он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы;

- куратор - "приятель" - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях;

- куратор - "беззаботный студент" - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач, только формально считается куратором;

- куратор - "администратор" - основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата.

В соответствии с вышесказанным можно выделить также и определённые требования к личностным качествам преподавателя-куратора: адекватность самооценки и уровня притязаний; интеллектуальная активность; целеустремленность; настойчивость; трудолюбие; скромность; наблюдательность; контактность. В научной литературе специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются и такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний студентов и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Помимо вышесказанного, преподаватель-куратор также должен учитывать особенности юношеского возраста, который является не фазой «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этапом жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего студента как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в группе, от его собственных отношений с куратором.

В целом же кураторская работа должна быть направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям вуза, создание поддерживающих, доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование через взаимодействие с академической группой.
Просмотров работы: 652