Роль средств массовой информации в развитии личности современного ребенка - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Роль средств массовой информации в развитии личности современного ребенка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в современном обществе остро встал вопрос о влиянии социума на развитие личности. Актуальность и важность данной проблемы связана с тем, что именно в ходе социального развития человек активно усваивает социальный опыт, а также систему социальных связей и отношений, и в последствии воспроизводит все это в своей жизни. В ходе этого процесса и в итоге социального развития им также приобретаются качества, ценности, убеждения и общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в данном обществе. Этот процесс происходит в действительности как постепенное расширение по мере овладения человеком новых сфер общения, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции с ярко выраженными качествами. И поскольку каждый человек живет среди других людей, его долг и обязанность - считаться с окружающими. Живущий в обществе человек не может быть свободен от общества. И его общественная ценность в значительной мере определяется тем, насколько он как личность «вписывается» в это общество, отвечает его требованиям.

Исходя из вышесказанного, можно выделить множество различных факторов, обуславливающих данный процесс, но наиболее важным, помимо семьи и образовательных учреждений, по нашему мнению, являются средства массовой информации. Тысячу лет назад человек владел все лишь четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации, а в последнее время темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Сейчас широко распространено телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь и т.д. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные, что, с нашей точки зрения, негативно отразилось на формировании ценностных ориентаций современных детей.

Особое место среди многочисленных видов средств массовой информации занимает телевидение и компьютеризация, в силу их возможного наглядно-образного восприятия, и как следствие более сильного эмоционального влияния на ребенка. Именно они являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и педагогике. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.). Вопрос о влиянии средств массовой информации, а именно телевидения, вызывает множество дискуссий, и в настоящее время существует две точки зрения на эту проблему:

  • средства массовой информации оказывают позитивное влияние;
  • средства массовой информации оказывают негативное влияние.

Сторонники первой точки зрения отмечают исключительную роль средств массовой информации в способе познания мира, в обеспечении динамики и статики общества, и поддержании социального взаимодействия. Тогда, как сторонники второй точки зрении считают средства массовой информации мощной разрушительной силой подвергающей человеческую личность к насилию, созданию фальсификации, манипуляции сознанием, принуждения и побуждения к агрессивным действиям.

Особо актуально стоит данная проблема в детском возрасте, так как именно в этот период мозг наиболее восприимчив к воздействию средств массовой информации. В настоящее время дети большую часть своего времени проводят у экранов телевизоров, так именно оно в отличие от других видов масс-медиа, представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения заключается в его общедоступности, что влечет за собой множество проблем, одной из которых является сведение до минимума личностных взаимодействий внутри семьи и сообщества. Отсюда несомненным является наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми так популярными в детской среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей детской среды.

Современное телевидение, а также компьютерные игры и Интернет в большей своей степени насыщенны актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в современных мультипликационных фильмах, которые транслируются по телевидению, а также в детских компьютерных играх, в которые любит играть каждый современный российский ребенок, дети видят акты насилия, агрессии, ложь, предательство, убийство и еще массу всего негативного. Именно зарубежная продукция, а также аналог нашей современной популярной детской мульт-индустрии вытеснили практически всех традиционных героев отечественных «мультиков», которые несли добро, радость, любовь и взаимопомощь всем близким, а также еще массу всего положительного.

Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, нежели ранее. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему пришли. Именно эти новые средства массовой информации оказывают особенно большое влияние на развитие, ценностные ориентации и становление личности современных детей, воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным общественным проблемам. Таким образом, влияние средств массовой информации оказывает огромное влияние на развитие личности современного ребенка, поэтому оно должно корректироваться влиянием других общественных институтов, таких как семья, школа, социальное окружение, и корректироваться людьми, отвечающими за выпуск данной продукции в массы.
Просмотров работы: 627