ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Быть студентом - мечта, которая осуществилась у многих вчерашних школьников. После безумной радости, чувства счастья первых месяцев обучения постепенно наступает этап, который многие студенты переживают каждый в одиночку, это состояние разочарования, тяжести, одиночества. Сначала первые лекции, семинары, практические занятия вызывали чувство восторга, радости, эйфории. Но спустя 2-3 месяца оказывается, что в Вузе нет тех отношений, к которым мы привыкли в школе, нет опроса на каждом занятии, нет постоянного контроля со стороны родителей, педагогов. Есть заметно возросший объем каждодневной учебной нагрузки, сложность усвоения новых учебных дисциплин, сложность понимания научной терминологии, трудность восприятия лекционной формы подачи учебного материала. Зачастую возникают сложности в отношениях с товарищами по учебе, трудности в выстраивании новой системы отношений с преподавателями. Если на этот сложный эмоциональный фон накладываются проблемы молодого человека в семье, в личной жизни, то оценка жизни становится предельно отрицательной и не каждый студент-первокурсник может самостоятельно справиться со всеми своими проблемами.

Поэтому одной из важнейших задач нашего Вуза является - работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную психолого-педагогическую адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение первокурсниками новой роли  - роли студентов. Задача университета в этот сложный для молодого человека период - помочь как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества.

В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Налчаджян А.А. указывает мнение Ж. Г. Сенокосова, что «сущность адаптации - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации). При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности. В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой»(3).

В адаптации личности студента-первокурсника и соответственно - учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза, мы опираемся на мнение Е.В.Осипчуковой (2), которая  выделяет следующие стадии:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате - у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации - это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности,  выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.

В коррекции проблем адаптации студентов-первокурсников мы учитываем следующие три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил. В нашем филиале на 1 курс факультета Психологии поступают, в основном, студенты 17-18 лет, 92% из них - сельские жители и 45-54% из всего числа - представители наций Северного Кавказа.

 Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Поэтому педагогам-кураторам 1 курса необходим анализ комплексной психодиагностики каждой группы.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства преподавателей, организацию среды, материально-техническую базу, ТСО и др.

Еще одним фактором, который влияет на студента-первокурсника является - социальный, то есть та группа лиц, которые его окружают. От этой малой группы  во многом зависит, какая мотивация возникнет у студента. Это - учебная группа, в которой студент учится и группа совместного проживания  студентов. Мы должны учитывать, что малый коллектив может оказать как положительное воздействие на формирование учебной мотивации студента, так и оказать разрушающее влияние. 

Выстраивая программу коррекционной работы по адаптации студентов 1 года обучения к Вузу, мы ориентируемся на следующие направления:

- формирование у студентов первого года обучения системы стержневых понятий по всем изучаемым предметам;

- формирование навыков и умений учебной деятельности и связанных с ними навыков и умений исследовательской деятельности;

- организацию системы помощи на основе повторения и систематизации изученного на этапе школьного обучения;

- реализация совокупности принципов проверки и оценки знаний студентов в адаптационный период;

- целенаправленное использование в практике обучения первокурсников разных уровней совместной учебной деятельности;

- творческий подход преподавателей к решению профессиональных задач, формирование ими для каждого обучающегося  ситуации творческого развития;
- формирование у студентов интереса к изучаемым предметам;

- формирование устойчивого действенного интереса к своей будущей профессии;

- развитие самоэффективности студентов;

- сочетание демократического стиля общения преподавателей с гуманистически переосмысленным авторитарным.

Мы считаем, что одной из главных основ адаптации студента к обучению в Вузе является познавательная направленность студента, его ценностные ориентиры в жизни, его уверенность в том, что он выбрал для себя самую лучшую профессию.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология - М., ЭКСМО-Прес -  2000

2. Мирзаянов Л.Ф. Решение проблемы адаптации студентов М., 2001

3.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности,- Ереван.-1988

4 Эльконин Д.Б. Избранные труды.-М.,- Педагогика - 1989

Просмотров работы: 2