Проблема информационного стресса в учебной деятельности актуальна в связи с тем, что учебная деятельность человека в ВУЗе связана с периодическим (особенно сессия), иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. (Бодров В.А., Алексеева Р.Д., Гаджиев В.И., Зимняя А.И.)
По определению данных авторов, информационный стресс - это состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений. Информационный стресс в учебной деятельности по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей учебной деятельности. Исследователи видят первопричиной его нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. Это все жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью.
Исходя из этого, развитие информационного стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой предложен Р. Т. Wong [1].
В результате возрастающего исследовательского интереса к данной проблеме были выявлены новые стрессоры, но все еще нет четкой и общепризнанной их категоризации. В дополнение к указанным выше категориям С. А. Разумов в 1976 г. [7] разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:
1. Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры
(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).
2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошедшей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.
3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конфликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).
4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).
Анализ исследований стресса (Шипилов, Анцупов) свидетельствует о том, что основное внимание уделялось организационным факторам и условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени - влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно внимания обращалось на сам процесс стресса, т.е. взаимодействие между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статичных причин на изменение функционального состояния и поведения человека, а как влияние динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), его когнитивных оценок, личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.
В процессе учебной деятельности, студент постоянно сталкивается с внутренними стрессорами. Огромное количество поступающей информации, нагрузки, проблема адаптации к вузовской среде - вот основные факторы стресса студента. В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.[6]
Исходя из сказанного выше, факторами уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовится к ним, а так же возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. В условиях учебной деятельности они являюися особенно необходимыми. Так же необхдимы факторы положительной мотивации и уверенности в своих силах.
Данная проблематика требует более детальной проработки, экспериментального исследования в аспекте специальностей ВУЗа, разновозрастных групп, гендерных различий. Особенно важным является разработка коррекционных мероприятия по профилактике стресса.
Литература.
1. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2007.
2. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
3. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 2000.
4. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивпого поведения студентов. Автореф.дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
5. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.
6. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991.
7. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина. - СПб.: Медицина.
8. Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 1992.
9. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1986.