МОНИТОРИНГ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

МОНИТОРИНГ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе одним из самых модных направлений инновационного развития региона, является концепция технологических укладов.  На пороге 6-го технологического уклада, его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь - в США, Японии и КНР. И характеризуются нацеленностью на развитие и применение биотехнологий, нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, фотоники, микромеханики, термоядерной энергетики. Синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.

Согласно прогнозам, 6-й технологический уклад вступит в фазу распространения в 2010-2020 гг., а в фазу зрелости - в 2040-е гг. При этом в 2020-2025 годах произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в вышеназванных базовых технологиях. Данные прогнозы основаны на мониторинге нынешних темпов технико-экономического развития, в США, например, доля 5-го технологического уклада составляет 60%, 4-го - 20%. И около 5% уже приходятся на 6-й технологический уклад.

 В России доля 6-го технологического уклада находится на начальной ступени. Регионы РФ ведут активную политику в области стимулирования инновационной деятельности региона, внедрение новых технологий.

Существуют три вида инновационного развития региона:

1. Естественная диффузия;

2. Активные заимствования;

3. Активное проведение НИОКР.

На современном этапе перехода к 6-му технологическому укладу одним из ведущих направлений развития регионов РФ должно стать создание условий для модернизации промышленности и поддержки конкурентоспособных на глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:

1.ускоренная модернизация производства;

2.приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства и т. д.

Для эффективного решения задачи технико-экономического развития региона необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и научно-технический потенциал, с учетом наличных ресурсов, выявить сильные и слабые стороны территории и принять обоснованное управленческое решение. Это не возможно без достоверной и систематизированной информации, такой информацией в значительной степени призван обеспечить мониторинг технико-экономического развития региона. Мониторинг является не только инструментом контроля реализации принятых планов и программ комплексного инновационного развития региона, но и выступает инструментом формирования информационной базы для их разработки. 

Существуют множество видов автоматизированных информационных систем мониторинга научно-технического потенциала позволяющего эффективно решать проблемы взаимодействия субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности и органов государственной власти регионов России, связанные с созданием единого информационного пространства, позволяющего с наибольшим эффектом использовать интегрированную информацию о состоянии научно-технического потенциала и научно-технической деятельности предприятий, научных учреждений и организаций для принятия оптимальных управленческих решений, организации эффективных форм и методов организации научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Белгородская область является одним из ведущих "локомотивов" перехода РФ на уровень 6-го технологического уклада. В регионе действуют четыре направления развития наноиндустрии: «Нанотехнологии в медицинском и биофармацевтическом кластере», «Нанотехнологии в сельскохозяйственном кластере», «Нанотехнологии в строительном кластере» и «Нанотехнологии в горно-металлургическом кластере». Правительство Белгородской области стимулирует развитие новых технологий, организуются специальные комиссии, которые рассматривают проекты по всем направлениям без каких-либо ограничений и жёстких рамок.

Долгосрочная целевая программа "Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года.

Внедрение нанотехнологий в экономику региона и производство наноматериалов различного назначения будут способствовать формированию региональной наноиндустрии и позволят Белгородской области перейти на инновационной путь развития, что приведет к созданию новых инновационных производств, в том числе обеспечивающих импортозамещение на территории Белгородской области, повышению конкурентоспособности предприятий и усилению экономической безопасности региона. Формирование региональной наноиндустрии обеспечит реализацию стратегических приоритетов Белгородской области: повышение качества жизни населения, обеспечение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры.

В практике отечественной науки, есть примеры эффективного сотрудничества академических, отраслевых и университетских организаций, приведших к созданию, в частности, новых материалов и технологий. Эта форма кооперации должна углубляться и масштабироваться. Важным является и совместное участие представителей разных научных организаций в общих проектах под конкретную целевую задачу с определением головной организации проекта.

В вузах Белгородской области разработано немало технологий и соответствующих продуктов по результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые уже сегодня могут быть коммерциализированы.

В Белгородском государственном университете (БелГУ) одной из наиболее эффективных форм интеграции образования, науки и практики являются научно-образовательные центры. Благодаря принятию Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", позволяющего вузам участвовать в создании наукоемких предприятий, БелГУ, поддерживая сегодня около 80 патентов, до 2012 года может создать 32 предприятия.

Как и во многих регионах РФ в Белгородской области остается актуальной проблема получения полной и достоверной информации о технико- экономическом состоянии региона. Что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования статистики инноваций в России.

При этом технико-экономический мониторинг должен выполнять следующие функции:

1. ввод, редактирование и просмотр информации о научно-технических предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях региона за определенный период, информации об объектах интеллектуальной собственности, созданных за определенный период;

2. ввод, редактирование и просмотр сведений о финансовом состоянии предприятий региона;

3. получение интегрированной информации по научно-техническому потенциалу в целом по региону с группировкой по типу организации, форме собственности, организационно-правовой форме, основному виду деятельности, отраслевой принадлежности, государственной аккредитации, в том числе информации о структуре научно-технического потенциала региона, ее динамике, информации о распределении объемов научно-технической продукции и численности персонала по группам предприятий региона;

4. получение интегрированной информации об инновационной деятельности научно-технического потенциала региона, в том числе сведений об освоенных новых видах продукции (в разрезе отраслей народного хозяйства), а также продукции, подвергшейся усовершенствованию и внедренной;

5. составление рейтинга инновационно- активных предприятий региона с сортировкой по выбранному реквизиту и т.д..

Повышение качества проведения региональной технико-экономической и инновационной политики в регионе на различных этапах инновационного процесса достигается за счет оперативности использования информации, о состоянии научно-технического потенциала и научно-технических предприятий, научных учреждений и организаций региона.

Результаты проведения мониторинга позволяют обосновать рекомендации по разработке стратегии развития нового технологического уклада в регионах России. Именно сейчас, когда его направления еще не сформировались и идет конкуренция альтернативных технологий, есть шанс выйти вперед на перспективных направлениях становления 6-го технологического уклада и тем самым подчинить восходящие потоки новой длинной волны экономического роста.

Список использованных источников

1. Интернет ресурс: http://archive.kremlin.ru/

2. Интернет ресурс: http://belg.gks.ru/

Просмотров работы: 4