Требование справедливости пронизывает законодательство современного демократического общества, воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Правовое выражение требования справедливости содержится и во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. Отдавая приоритет идеи справедливости в системе общечеловеческих ценностей, Президентом РФ справедливость определяется как «политическое равновесие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции, добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе...» [1]
Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить справедливость при расследовании и разрешении уголовных дел, в том числе путем неукоснительного соблюдения принципа индивидуализации ответственности, требований уголовного закона о назначении наказания с учетом обстоятельств дела и личности виновного. В соответствии со статьей 297 УПК РФ «приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым». В ст.6 Уголовного кодекса РФ есть корреспондирующий принцип справедливости, требующий, чтобы наказание соответствовало характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Однако, данный принцип, как свидетельствуют сообщения в средствах массовой информации, многочисленные публикации и статистические данные повсеместно нарушается, в том числе и по делам, связанным с коррупционной деятельностью. Так, по данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по 43,1 тыс. выявленных преступлений коррупционной направленности в отношении 9045 лиц, уголовные дела направлены в суды. Из этого числа лиц судом, к разным мерам наказания, за преступления коррупционной направленности осуждено по приговорам, вступившим в законную силу всего лишь 8,1 тыс. человек, из 6269 выявленных за совершение взяточничества лиц осуждено 5388 лиц, к реальной же мере наказания - лишению свободы осуждено лишь 437 человек получивших взятки и 332 человека, давших ее. При этом только к 798 осужденным дополнительно была применена такая мера как конфискация имущества.
Таким образом, несмотря на высокую общественную опасность должностных преступлений, для коррупционных дел характерны условные наказания, выносимые судом. Более того, к ответственности редко привлекаются руководители коррупционных схем, а если и привлекаются, то получают минимальное наказание, явно не соответствующее характеру и степени опасности такого преступления, как коррупция. Решения, по делам данной категории судами принимаются формально в рамках закона, но где - же тогда социальная справедливость?
Несправедливость отдельных приговоров приводит к снижению уровня доверия граждан к судебным органам, пренебрежительному отношению к законам, которые позволяют принимать решения не соразмерные с тяжестью преступления, тем самым не способствуя предупреждению преступлений, даже наоборот, приводят к уверенности о вседозволенности и безнаказанности. На наш взгляд, в данном случае было бы верным установить фиксированный нижний и верхний предел сроков лишения свободы, поставив их в зависимость от суммы полученной взятки, услуги, коррупционной сделки.
Предлагаемая Президентом РФ мера - установление штрафа многократно превышающего размер взятки, на наш взгляд является справедливой мерой воздействия за коррупционные правонарушения. Однако будет ли она исполнима в реальности?
Литература:
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 года // Российская газета. 2008. 6 ноября