К вопросу об антикоррупционной экспертизе - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

К вопросу об антикоррупционной экспертизе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Борьбе с коррупцией в России уделяется достаточно серьезное внимание,  о чем свидетельствует динамично развивающееся законодательство об антикоррупционной деятельности.  Так, в  Национальном плане противодействия коррупции (утв.  Президентом РФ 31 июля 2008 года Пр-1568) содержатся меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению и первоочередные меры по реализации положений Плана. 
В целях пресечения коррупционных правонарушений и устранения причин им способствующих,   был  принят ряд документов, содержащих нормы, прямо или опосредованно направленные на предотвращение коррупции и борьбу с ее проявлениями, в том числе: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.  Во исполнение  Федерального закона о противодействии коррупции разработан и утвержден пакет ведомственных нормативных актов, направленных на снижение риска  возникновения коррупционных  отношений.  
  В августе  2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Цель проведения антикоррупционной экспертизы - выявление в действующих нормативно-правовых документах и проектах коррупциогенных факторов, то есть дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [1]. 

 На наш взгляд,  сам закон о противодействии  коррупции содержит такие факторы. Так, например,  в законе   есть положение,  предусматривающее в качестве служебной  обязанности  государственных и муниципальных служащих уведомлять о фактах склонения к  коррупционным правонарушениям, что    является  серьезной мерой к улучшению ситуации[2].    Для целей реализации этого положения   были разработаны ведомственные правовые акты о порядке уведомления о  фактах склонения к коррупционным правонарушения. Однако, данная норма, несмотря на ее проработку трудноисполнима и нереальна, так как,  учитывая высокий уровень латентности данной категории правонарушений, стремление  государственных и муниципальных  служащих поправить свое материальное положение за счет «дополнительных» доходов и современную ментальность как  преподносящих дары, так и их получающих.  Такое положение может   сыграть и другую роль, когда  чиновник обвинит несговорчивого клиента в таком предложении, а соответственно  проведение проверки может затянуть решение вопроса или предоставление услуги заинтересованному лицу. Риск быть уволенным для служащего  в данном случае не столь высок, тем более что    в ч. 5 ст. 9 названного закона,  проверка таких сведений организуется  работодателем.  Повысит ли  такое положение число зафиксированных правонарушений или уровень латентности останется прежним покажет практика.

    Кроме того, в ч. 3 ст. 9 Закона о противодействии коррупции  указано,  что государственный служащий может быть не только привлечен к дисциплинарной ответственности, но к нему могут быть применены и иные меры ответственности за неуведомление о фактах обращения к нему в целях склонения  к совершению коррупционных правонарушений. Однако, ни в уголовном, ни в  административном законодательстве таких мер пока  не установлено, что  повышает риск  возможности совершения коррупционного правонарушения.

Литература:

1.ч.2. ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// Российская газета, N 133, 22.07.2009

2.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»// Российская газета, N 266, 30.12.2008
Просмотров работы: 0