В специальной литературе довольно редко исследуется гражданско-правовой аспект коррупционных отношений, несмотря на то, что коррупционные деликты весьма распространены и за них может быть установлена в законодательном порядке, гражданско-правовая ответственность. Так, например, принятия дара (размеры) в связи с занимаемой должностью, наряду с другими отраслями законодательства регламентированы и гражданским кодексом.
В соответствии с конвенцией о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, лица, понесшие ущерб в результате акта коррупции имеют право на полную его компенсацию (ст. 1 и ч. 1 ст. 3). Компенсируется материальный ущерб, потеря доходов и не материальные потери. Ответчиком может выступать лицо, совершившее акт коррупции, санкционировавшее его или не принявшее разумных шагов для его предотвращения (п.1 части 1 ст. 4), а так же государство, чье должностное лицо виновно в совершении коррупционного акта (ст. 5).[1] Было бы правильным включить эти нормы в российское гражданское законодательство, конкретизировав ст. 1069 и 1070 ГК РФ.
Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам, вследствие совершения коррупционного правонарушения должен подлежать возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.
На наш взгляд, в законодательном порядке следует установить положение не только о кратном взыскании в доход государства денежных средств, доходов, полученных коррупционным путем, но и предусмотреть, что это взыскание производится независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Причем, взыскание должно быть произведено не только с государственного служащего, служащего коммерческой организации, но и с физического лица, если доказана их вина. Причем, такое взыскание должно осуществляться независимо от применения или неприменения санкции конкретной статьи, предусматривающей ответственность за правонарушение, то есть критериями здесь будет выступать доказанность вины и сумма дохода.
Такое положение сделает невыгодным получение вознаграждения, так как в случае его выявления, взысканные средства будут превышать полученные и усилят предупредительный характер, установленных законом санкций, сделав невыгодной саму коррупционную сделку.
Касаясь гражданско-правовых сделок, совершенных с привлечением коррупционных инструментов, следует ввести однозначное положение, признающее такую сделку недействительной и установить срок, в течение которого такая сделка не может быть совершена повторно в установленном законом порядке. А для юридических лиц и предпринимателей, виновных в коррупционных правонарушениях предусмотреть лишение предусмотренной государственной поддержки.
В этих целях внести изменения в §2 гл.9 ч.1 Гражданского кодекса РФ, конкретизировав ст. 169 Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Сделка, содержащая признаки коррупции и признанная недействительной, не может быть совершена повторно этими же субъектами в установленном законом порядке в течение года со дня признания ее недействительной. Юридические лица и предприниматели, заключившие такую сделку, должны лишатся возможности получения предусмотренной государством поддержки.
Такое положение уменьшит количество желающих совершить такую сделку, ибо последствия могут привести к крайне неблагоприятным последствиям.
Литература
1.Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS N 174) [рус., англ.](Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999) // СПС Консультант плюс