Почему мысли о себе помеха творчеству? - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Почему мысли о себе помеха творчеству?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Есть одна извечная проблема в искусстве, существующая, наверное, с тех пор, как существует само искусство - и люди, занимающиеся им. Это, если в двух словах, проблема эгоизма художника.

Неверным, было бы думать, что взаимоотношения с собственным «я» - сугубо личное дело человека творческого труда. И что касаются они только его самого или немногих близких людей. Касаются эти взаимоотношения, самым прямым и непосредственным образом, и результатов профессиональной деятельности: того ЧТО делает художник и КАК.

Музыкантов себялюбивых, сверх меры пекущихся о собственном «я», можно встретить и среди дебютантов, и среди многоопытных мастеров, - тех, кто большую часть своего творческого пути уже оставил позади. Однако, чаще, пожалуй, среди первых. И тому есть свое объяснение.

В молодости, как известно, особенно сильно дает о себе знать стремление человека к самоутверждению. Заявить о себе, и заявить по возможности громко, во всеуслышание; занять достойное место в этом мире, нет ничего естественнее и «законнее» этого желания. Для музыканта - как и для всякого другого (быть может, даже несколько больше, чем для «другого»). И, прежде всего, для человека действительно одаренного, ощущающего свои незаурядные способности, свои силы, свои права. Отсюда - и подчеркнуто заботливое, взволнованное отношение к своему «я». Обостренная реакция на все, так или иначе затрагивающее его - молодого художника - общественный статус: успехи и неуспехи, достижения и поражения, похвалы и порицания, внимание и невнимание.

В молодости, особенно ранней, люди являются большими эгоистами, нежели впоследствии - в дальнейшие годы (хотя у этого «правила» есть исключения).

Эгоизм, как известно, свойство характерологическое. Отчасти врожденное, генетически обусловленное, отчасти связанное с воспитанием. Но сейчас не мешает повторить, что ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ - в науке, в искусстве... - проистекает иной раз от осознания человеком своего права на внимание. Более того - на признание. И особенно, если первым шагам в творчестве сопутствует счастливое стечение обстоятельств, быстрый и легкий успех.

Есть виды искусства, которые особенно стимулируют интерес художника к себе. Способствуют направленности помыслов и забот в собственную сторону. Это, прежде всего, сценические искусства, где человек оказывается на виду у многих других, в эпицентре всеобщего внимания. К. С. Станиславский не случайно предупреждал - природа сцены, публичного действия такова, что она провоцирует, подталкивает артиста к «самопоказу»[1]. Действительно, когда человек пребывает в уединении, ему легче отвлечься, уйти от себя - соответственно и сосредоточиться на работе, - нежели на людях.

Завсегдатаям концертных залов знакома характерная фигура исполнителя, среди отличительных примет которого - лихие, головокружительные темпы, бравурный, или наоборот, чарующий, сладкий звук, подчеркнуто выразительные, не без вычурности, нюансы, оттенки, штрихи ... Причем - момент принципиально существенный! - все это привлекает внимание САМО ПО СЕБЕ. Исполнитель, как бы заставляет забывать об исполняемом, заслоняет его. Нередко, при этом, можно увидеть броские сценические позы, экспансивную жестикуляцию и театрализованную манеру игры.

В искусстве некоторых больших мастеров это особенно ощутимо. Например, у выдающегося пианиста С. Т. Рихтера. Критика не раз восторгалась его редкостным сценическим альтруизмом - и надо сказать, имея все основания для этого. Речь сейчас не о сопоставлении по неким профессиональным параметрам игры Рихтера с искусством его коллег. Не об оценках - «лучше - хуже». А о том, что его игра - как почти ни у кого другого - свободна от малейших примесей рисовки, «ячества», самопоказа.

В заключении, хотелось бы вспомнить слова В. О. Ключевского: «Красота хороша, только когда она сама себя не замечает»[2].

 


[1] К. С. Станиславский. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1955., С. 273.

[2] В. О. Ключевский. Афоризмы и мысли об истории: Тетрадь с афоризмами [1891 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/89277/Klyuchevskiii_-_Aforizmy_i_mysli_ob_istorii.html. - Загл. с экрана.

Просмотров работы: 10