Глубина постижения музыкального образа - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Глубина постижения музыкального образа

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если посмотреть сегодня на молодых и среднего возраста людей, можно заметить, что все ходят с плеерами. То есть, все время они «пропускают через себя» музыку, которая им нравится. Но не все знают, какое сильное влияние она оказывает на психику, характер и, как следствие, судьбу и жизнь человека.

Факт в том, что музыка способствует развитию личностных качеств характера. Музыкальное наследие формировалось в течение многих столетий и эпох. Это богатство включает в себя такое великое множество образов, что порой они противоречат друг другу. Когда музыкант соприкасается с каким-либо произведением, ему необходимо почувствовать характер музыки, в не зависимости от давности эпохи. Для того чтобы играть в заданном стиле, требуется приобрести конкретные черты характера, соответствующие композиции. Это очень обогащает исполнителя и способствует развитию тех качеств, которые у него отсутствуют. Где-то необходима изысканная гибкость и музыкант вынужден воспитывать ее в себе, даже если ему это не свойственно. Где-то, наоборот, очень строгая ритмичность с активным движением - то, что воспитывает волю. Таких примеров можно привести множество.

Всем нам близка та или иная музыка. Это происходит из-за того, что у нас у каждого определенные желания, потребности, взгляд на мир. И мы делаем выбор в пользу того, что близко этим составляющим. Доказательством является то обстоятельство, что группы людей, которые образуются вокруг какого-либо вида музыки, обладают сходными чертами, поведением, образом жизни и манерой общения. Из этого можно сделать вывод, что музыка проникает в глубинные процесс психики человека, сознания и подсознания, и наполняет определенным состоянием. Следовательно, в музыке есть своя информативная глубина, которая может впоследствии нацелить человека на конкретную систему ценностей, стиль поведения, мировоззрение.

Глубина образа - это определенная концентрация эмоций и чувств, с помощью которых можно увидеть мир под их преломлением. И задача перед исполнителем - раскрытие образа, задуманного композитором. Какие составляющие необходимы для этого? Первая составляющая проста в понимании, но сложна в реализации - это техническое мастерство. Вторая составляющая легка в действии, но сложна в восприятии - точное понимание идей, заложенных автором в произведении. Сложность второго аспекта заключается в том, что внутреннее состояние музыканта не совпадает, чуждо состоянию композитора.

Но даже если исполнитель «осилит» образы композиции, заложенные автором, перед ним встает не менее сложная и важная задача - достоверное донесение этих идей слушателю. Этому могут помешать комплексы музыканта, которые накапливаются в течение обучения в школе, училище, первых лет консерватории, связанные с неудачными выступлениями и последующей их негативной оценкой самого исполнителя и педагога. Такая проблема касается не только человека со «средними» данными. Талантливые ученики также испытывают сильное волнение перед  выступлениями. «Зерно страха» - желание понравиться аудитории, что есть не что иное, как проявление эгоизма. Человек, смотря на мир сквозь «призму» собственного эго, не может контролировать адекватно тело, эмоции, чувства. И пока подобная проблема существует для исполнителя, настоящая музыка не родится. Поэтому его задача - вести борьбу с собственным эго и, когда оно отойдет на второй план осознания, у него появится возможность напитаться состоянием произведения без помех и преломлений эгоистическими желаниями.

С эго можно бороться с помощью воспитания в себе бескорыстия по отношению к людям. Музыкант должен развить его в таком качестве, которое позволит ему быть не выражением самого себя, а «передатчиком» идей. Тогда возможна проникновенность в исполнении, необходимая для воплощения музыкального образа.

Музыка - это великая  сила, способная не только воспитывать, обогащать и формировать мировоззрение человека, но и незримо влиять на его судьбу, формируя его характер.
Просмотров работы: 1