Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концертное выступление - итог длительной, кропотливой работы каждого исполнителя. На сцене нужно сосредоточиться, собраться и донести до слушателя замысел композитора, свои эмоции, чувства и переживания, связанные с воплощением произведения в жизнь. Это очень важный и ответственный момент, поэтому он в большей или меньшей степени сопряжен с волнением. Причиной волнения выдающихся музыкантов может быть высокое чувство ответственности  и возрастающей взыскательности, ведь каждое произведение, исполняемое на сцене, переживается музыкантом, как целая жизнь, он увлекает за собой слушателей в мир своих представлений, ощущений, переживаний. Исполнитель является проводником от композитора к слушателю, связующим звеном эпох и поколений.

Нелегко воплотить в жизнь столь сложные задачи, поэтому для многих пианистов публичное выступление является далеко не простым делом. Нередко волнение способствует большей яркости исполнения, но во многих случаях оно сказывается отрицательно, что проявляется по-разному. Некоторые исполнители играют на эстраде скованно, формально; у других игра приобретает нарочитый, искусственный характер. Волнение часто приводит к потере текста, запинкам, остановкам и т.д. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Обладание эстрадной выдержкой зависит от психологического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, тем более актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстримальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией, а наоборот, мешающее самовыражению, является непродуктивным. Лабораторные исследования показали, что в процессе публичного выступления в организме человека происходят значительные физиологические изменения: повышение артериального давления, учащение сердцебиения, повышение температуры, адреналина, холестерина в крови и т.д. Их чрезмерность свидетельствует о непродуктивном волнении, в неумении адаптироваться к экстримальной ситуации. Даже кратковременное выступление требует от человека психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню. У сценически адаптированного музыканта все негативные изменения в его организме должны после выступления постепенно исчезнуть без последствий для здоровья подобно тому, как они проходят у хорошо тренированного спортсмена. Причем происходить это должно естественно, без применения медикаментом. В противном случае музыканту противопоказана артистическая карьера, так как она может привести исходу. Известны случаи, когда артисты умирали прямо на сцене во время выступления или после него.

Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие музыкального образа. Для уменьшения степени волнения лучшим замещающим действием может быть только полное сосредоточение внимания на самом произведении. Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким - мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики.

На сцене необходимо сосредоточиться, собраться, напомнить себе самые важные задачи, заполнить сознание представлением пьесы. Внутреннее спокойствие - необходимое условие творчества. Исполнитель должен быть убежден, что в предварительной работе им все продумано, услышано, технические трудности преодолены.

Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Десятилетиями педагоги давали один и тот же совет: «Играйте больше при публике!». Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию. И методы эти разнообразны.

Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде, чем вынести произведение на концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности:

1. Умение сознательно управлять игрой.

2. Умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии.

3. Исчезновение представлений о технических трудностях.

4. Появление импровизационной свободы.

5. Возможность эмоционального «проживания» своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры.

6. Способность регулировать психическое состояние (Л. Бочкарев).

Нередко причиной излишнего эстрадного волнения является боязнь играть наизусть. В большинстве случаев, особенно в студенческой среде это страх «нечистой совести». Сочинение либо недостаточно прочно выучено на память, либо выучено только перед концертом, и музыкант еще не успел в него «выграться». Поэтому крепкое, правильное и заблаговременное выучивание произведения на память, психологически грамотное поведение на сцене и знание свойств музыкальной памяти уменьшат эту боязнь.

Психика каждого музыканта, его одаренность сугубо индивидуальны, поэтому единого «рецепта» преодоления сценического волнения для всех нет и быть не может. Каждый исполнитель должен выработать свою систему психологической подготовки к концертному выступлению.

Список литературы

1. Петрушин В. Психология и педагогика художественного творчества. М., 2008

2. Овсянкина Т. Музыкальная психология. СПб., 2007

3. Бочкарев Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. М., 1975. Вып.22

4. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей. М.,1975. №1

5. Тарханов А. О влиянии музыки на человеческий организм // Северный вестник. Спб. 1983. №2

Просмотров работы: 34