Роль музыки в формировании личности - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Роль музыки в формировании личности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. По иностранному образцу создаются «профилирующие школы». Хочешь сделать из ребенка переводчика - найдется школа с углубленным изучением языков, юриста - с историческим профилем. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам, что нужная профессия - кратчайший путь к финансовому благополучию. И действительно, стоит ли тратить время, силы и нервы на заунывные гаммы и этюды? Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Стоит напомнить, что в каждой дворянской семье ребенок получал целый комплекс разностороннего образования: танцы, фехтование, искусство каллиграфии, иностранные языки и, непременно, игра на музыкальных инструментах и пение. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Во-первых, занятие музыкой приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает терпение и усидчивость. Во-вторых, воспитывает эмоции юного музыканта, учит воспринимать окружающее, по-новому. Следовательно, внутренний мир ребенка становится богаче и красивее. Музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к кропотливому труду. А разве все эти качества нужны только музыкантам?

В процессе воспитания все родители сталкивались с проблемой определения ребенком правой и левой руки. А глядя на фортепианные ноты, ученик видит, что относится к одной руке и что к другой. Нудные гаммы научат пальцы хорошей координации. С возрастом польза от занятий музыкой еще более заметна. Привычные фразы учителя «Слушай музыку», «Что хотел сказать композитор?», «Что ты представляешь, когда это слышишь?» заставляли ребенка подключать воображение, развивали образное мышление и принуждали обогащать словарный запас. Отсюда и грамотно выраженные мысли сочинений, законченность формы. И, конечно же, музыка развивает все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

История знает массу людей, талант которых очень многогранен, чьи способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. А. С. Грибоедов был драматургом, поэтом, дипломатом и композитором (сохранилось два «Грибоедовских вальса»). Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке..., а Леонардо да Винчи, помимо того, что был скульптором, художником, инженером и архитектором, пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Как говорится, «талантлив в одном - талантлив во всем». А может, именно музыка - фундамент этого таланта?

Конечно, человек вправе сам выбирать род своей деятельности. Но, как показывает практика, ребенку, занимавшемуся музыкой сделать этот выбор значительно проще. Поэтому, актуальным будет вновь заданный вопрос: может быть, все-таки стоит отдать ребенка в музыкальную школу? Ясно одно - время, потраченное на это искусство, не пропадет даром.

Музыка, в свою очередь, является мощным источником эмоций и чувств. Она развивает воображение, мышление. Ребенку, с ранних пор связанному с музыкой, не чуждо творчество во всех его проявлениях. Поэтому музыка обладает воспитательными свойствами и благотворно влияет на формирование личности, которое начинается с детства.

Просмотров работы: 21