Роль музыкальной пропаганды в гармоничном развитии личности - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Роль музыкальной пропаганды в гармоничном развитии личности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый год консерватории нашей страны выпускают музыкантов-исполнителей, композиторов, педагогов. Исполнительская карьера складывается далеко не у всех, и, как известно, большая часть выпускников становится педагогами. К сожалению, в настоящее время престиж музыкального образования существенно снижается. Наблюдается уменьшение ежегодного притока детей в систему ДМШ, на музыкальные отделения ДШИ и даже в музыкальные училища. Имеет место также значительное сокращение учреждений дополнительного образования, к которым относятся ДМШ и ДШИ. По этой причине в последнее время местом работы выпускника музыкального ВУЗа, основная педагогическая квалификация которого - преподаватель музыкального училища, - становится либо учреждение дополнительного образования, либо обычная (общеобразовательная) школа.

И вместе с тем неоднократно доказывалось, что обучение музыке непосредственно развивает мышление, дети занимающиеся музыкой добиваются больших успехов в математике, шахматах и прочих творческих предметах. Объяснить данный феномен можно тем, что музыка, как искусство, основанное на передаче и приеме вибрационной энергии, непосредственно воздействует на клетки человека, вызывая ответную эмоционально-мышечную реакцию.

С древнейших времен известна целительная сила хорошей музыки. Приобщение к шедеврам серьезной музыки в активной форме (музицировании) аккумулирует в себе фактически все виды человеческой деятельности, мышления, эмоциональных переживаний, так как оно включает:

- сложную физическую координацию, которая без всяких дополнительных факторов и нагрузок способствует развитию интеллекта;

- мелкую моторику, стимулирующую развитие скорости мышления;

Развивает:

- умение ориентироваться в геометрически сложном звуковысотном пространстве и управлять своими действиями во времени;

- умение слушать, ощущать, оценивать ситуацию взаимодействия с партнерами в ансамблевом музицировании на основе невербального контакта;

Формирует личностные качества, среди которых главные:

- активизация творческого начала, возможность самовыражения через импровизационные формы работы на основе известных элементов музыкального языка и произвольной индивидуальной их комбинации;

- концентрация и предельная собранность воли для совершения действия;

- чувство ответственности за результат своих действий (в исполнении произведения и т. д.).

Исходя из выше перечисленного можно сказать, что мы имеем в своем распоряжении уникальную возможность формирования личности, гармонично сочетающей духовную, эмоционально-нравственную, физическую и интеллектуальную культуру, но судья по потоку поступающих, в музыкальные учебные заведения, ей не пользуемся. И мое глубочайшее убеждение, что цивилизованное общество должно отвести музыке соответствующее место в системе образования и воспитания.

Вот здесь и должна начать действовать качественная музыкальная пропаганда. А начинать музыкально воспитывать, на мой взгляд, нужно еще в общеобразовательной школе, да и условия есть для этого, во-первых, устремлениям детей и молодежи. В частности, современные ученые отмечают, что уже не первое десятилетие музыка среди увлечений молодежи стоит на первом месте. Во-вторых, для реализации данной концепции в нашей стране имеется громадный творческий потенциал наших музыкантов-профессионалов. В-третьих, приобщение к шедеврам классики в активной форме обязательно предполагает развитие хотя бы первичных навыков вокального и инструментального музицирования, которое соотносится с профессиональным примерно как физкультура и спорт. В-четвертых, оно необходимо включает знакомство с основами музыкальной письменности.

Два последних условия требуют более подробного рассмотрения. Естественно, что по соображениям рентабельности обучение инструментальному музицированию в общеобразовательных школах может происходить только в условиях групповых занятий. Для этого используются различные детские инструменты, свирели, блокфлейты, электронные клавиши, оснащенные головными телефонами. В некоторых школах в развитии первичных навыков инструментального музицирования, вместо электронных клавиш используют нарисованную на бумаге клавиатуру, имеющуюся на каждом рабочем месте ученика. И даже этот вариант, не говоря об электронных клавишах, в сильнейшей степени способствует мотивации к занятиям музыкой. В частности, клавиши зарекомендовали себя как прекрасное пособие для изучения музыкальной грамоты. Компьютеризация школ может служить прекрасной базой для вовлечения детей, подростков и молодежи в сферу активного музицирования, что соответствует их собственным устремлениям.

Что же касается музыкальной письменности, то при использовании новейших технологий обучения, я уверен, что она может и должна занять достойное (равное) место рядом с письменностью буквенной и цифровой. Я надеюсь, внедрение в практику вышеперечисленных положений поможет существенно поднять престиж музыкального образования, стимулирует интерес детей и молодежи к серьезной музыке, позволит выпускнику музыкального вуза реализовать свой художественный творческий потенциал.
Просмотров работы: 18