Некоторые особенности работы с непрофессиональным хоровым коллективом - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Некоторые особенности работы с непрофессиональным хоровым коллективом

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Светские самодеятельные хоровые коллективы в современной России встречаются достаточно редко. Однако отметим, что широкое распространение получили хоры при церквах. В отличие от православной церкви, где поют профессиональные певчие, хоры протестантских церквей состоят из непрофессиональных певцов, которые в большинстве своем не владеют элементарными певческими навыками и нотной грамотой. Опираясь на свой опыт в работе с таким коллективом, я могу перечислить некоторые проблемы, возникающие перед дирижером, а так же предложить возможные варианты их решения.

Работа с самодеятельным хоровым коллективом принципиально отличается от работы с профессионалами. На руководителя здесь ложится еще большая нагрузка. Работа с обученными певцами состоит  в том, чтобы объединить творческие усилия певцов  в единое русло, подсказывая, как бы напоминая какой прием следует применить в том, или ином случае для достижения наилучшего результата. Отличие функции руководителя работающего с самодеятельным коллективом в том, что ему необходимо самому воспитать в певцах вокальные навыки и развить в них творческое начало.

Приходя работать в уже сложившийся коллектив, дирижер сталкивается с рядом трудностей. Перед ним сразу становится проблема завоевания авторитета. Если  музыкально образованные люди быстро распознают уровень профессионализма руководителя и легче идут на контакт, то самодеятельный хор не всегда может понять кто перед ним, настоящий музыкант или посредственность. Они консервативны. В их сознании уже сложился определенный образ руководителя, с которым новый дирижер зачастую не совпадает. Если методика и стиль общения нового руководителя близка методике его предшественника, то адаптация пройдет легче, если же они будут существенно отличаться, а особенно, если уровень профессионализма руководителей разный, то понадобится долгое время для достижения взаимопонимания и уважения. Хорошим решением этой проблемы будет замена репертуара. Разучивая новые произведения хору легче выполнять непривычные для них задачи, чем повторяя старый материал.

В самодеятельном  хоре построение репетиционной работы несколько иное, чем в профессиональном коллективе. Здесь на начальном этапе разучивания произведения необходимы раздельные репетиции для разных хоровых партий, так как хор в большинстве своем не владеет нотной грамотой и выучивает партии с голоса. Если же нет никакой возможности разделить хор, то можно предложить разучивание очень маленькими фрагментами (фраза, предложение) сначала по голосам, затем всем хором. Такой метод обеспечит наиболее быстрое освоение нотного материала и не даст возможности хоровым партиям отвлекаться от работы.

Желательно разучивать произведение в темпе и нюансе максимально близком к настоящему, так как хор запоминает первоначальное звучание и на следующем этапе разучивания очень трудно сдвинуть, или наоборот, осадить темп, изменить динамику и так далее.

В работе с таким коллективом руководителю придется на время отказаться от употребления сложных музыкальных понятий и иностранной терминологии. Новые знания необходимо прививать хору постепенно и малыми порциями. Всякое требование должно быть аргументировано, разъяснено  хористам доступным для их понимания образом.

Церковный хор функционирует как прикладной, он  участвует в богослужении каждое воскресенье или чаще, поэтому в репертуаре должно быть большое количество произведений разного уровня сложности. Они должны быть отработанны до мелочей на репетиции. На служении не должно быть особых новшеств в интерпретации, так как хор может растеряться.

Особую трудность для руководителя представляет различный количественный состав партий и их нестабильность. Трудно в условиях одной церкви найти необходимое для идеального баланса количество человек в каждой партии. В этом случае  динамический ансамбль будет выстраиваться искусственно. Так как большинство хористов это многодетные семейные пары, то нельзя не учитывать постоянную текучесть состава. Дирижер в этом случае должен быть очень мобилен, быстро принимать решения, держать постоянную связь с каждым из участников хора. Для «отстающих» хористов необходимо проводить индивидуальные занятия.

Существенно поднять музыкальный уровень коллектива можно путем вливания в состав более подготовленных хористов, а в условиях церковной организации эта проблема решается благодаря воспитанию младшего поколения, молодежи и детей. Поэтому при церквах существуют детские хоры и музыкальные занятия, где дети осваивают нотную грамоту и приобретают навыки пения. Так же многие родители стремятся дать своим детям музыкальное образование в светских учебных заведениях.

Это далеко не полный перечень проблем, возникающих при работе с непрофессиональным коллективом. Но из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что уровень непрофессионального хора целиком зависит от мастерства руководителя, его профессиональных и личных качеств.
Просмотров работы: 124