Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.
Самостоятельная работа при игре на музыкальном инструменте предполагает многократный повтор полученного на уроке знания с целью закрепления навыка. Ученику не надо искать самому способы овладения инструментом - все хитрости исполнительского мастерства открыты и внесены либо в «школы», либо в методики. Носителем знаний, почерпанных из этих и других источников (от своих учителей, из мастер-классов и т.д.), является педагог, который охотно делится с учеником всем необходимым.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Урок имеет слишком ограниченные временные рамки, поэтому педагог может показать, как и что нужно делать, проверить прошлое задание, дать новое. При этом, основой для профессионального роста ученика является самостоятельная работа.
Говоря о формировании у учащихся музыкальных школ самостоятельности, необходимо иметь в виду только две вещи - ученик должен научиться находить время для самостоятельных занятий и беспрекословно выполнять поставленные на уроке задачи.
Задачи могут быть разными, это зависит от способностей ученика, его индивидуальности. А грамотно распределить время помогут хронокарты суток, приведённые ниже.
Хронокарты суток
Будний день.
Статьи затрат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часы суток |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ввсего |
|||||
времени |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
220 |
221 |
222 |
223 |
00 |
ччасов |
Быт |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
х |
|
х |
|
|
2 |
Аудиторн.учеба |
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Сам.работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
х |
|
|
|
|
|
2 |
Прогулка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Развлечения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
1 |
Транспорт |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Сон |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
х |
8 |
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
х |
|
|
|
2 |
Выходной день.
Статьи затрат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часы суток |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ввсего |
|||||
времени |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
66 |
77 |
88 |
99 |
110 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
117 |
118 |
119 |
220 |
221 |
222 |
223 |
00 |
ччасов |
Быт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
х |
|
|
|
|
х |
|
х |
|
х |
|
|
4 |
Аудиторн.учеба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Сам.работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Прогулка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Развлечения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Транспорт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Сон |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Карта заполняется учеником совместно с педагогом или родителями и способствует организации работы. Заполнение производится крестиками, которые соответствуют временному промежутку 0,5 часа.