«Учитель - ученик» - словосочетание, за которым кроется тяжелый и кропотливый многолетний труд, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Методические цели и задачи для каждого ребенка одинаковы: научить чувствовать, слушать, переживать музыку; развить личность, активность и самостоятельность, а также познавательный интерес; сформировать круг знаний и умений. Дополнительную сложность, значительно расширяющую этот перечень, составляет умение учителя найти подход к ребенку. Индивидуальный урок - возможность сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и музыки. И начать его надо с создания комфортной обстановки и атмосферы доброжелательности.
В раннем детском возрасте восприятие музыки отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Можно даже с некоторой долей условности сказать, что на этом этапе развития ребенка как личности восприятие музыки осуществляется через врожденные инстинкты, заложенные на генном уровне. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок учится воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с явлениями окружающей его жизни, определять характер произведения. Если же окружающая ребенка среда лишена музыки, связанного с нею эмоционального фона, может произойти формирование негативного отношения к музыке. В этом случае учитель заполняет эти пробелы.
Чуткость и мудрость в начальный период обучения способны заложить хорошую основу для последующих плодотворных взаимоотношений. Совместное восприятие и сопереживание рождают тесную связь между учителем и учеником. Свобода воображения, направленная в нужное русло умелой рукой, дает возможность ребенку самовырожаться, показывать свои индивидуальные качества, раскрывать свой внутренний мир. Главный принцип - удовольствие от любой проделанной работы на уроке рождает со стороны ученика доверие и желание быть похожим на своего преподавателя. Теперь, когда личный контакт закреплен, учитель своим примером способен спровоцировать интерес к любой форме работы.
Аккуратность, опрятность, и культура поведения, а также самодисциплина, мышление и ответственность - вот неполный список того, что способны воспитать у обучаемого взаимоотношения учитель - ученик.
Но существует также и обратная связь (если конечно они были успешными), когда талант ученика, воздействуя на учителя, заставляет его интенсивнее искать и многому учиться самому, продолжая творческое совершенствование вместе со своим одаренным учеником.
Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания - эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке. Воспитание не может быть внеличным и беспримерным. Поэтому взаимоотношения учитель - ученик самое важное, что есть в работе воспитания и обучения.