Некоторые аспекты психологического программирования в процессе обучения игры на рояле - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Некоторые аспекты психологического программирования в процессе обучения игры на рояле

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый ученик, изначально входящий в класс рояля, как правило, полон творческого желания: музыкальная школа, первые шаги в искусстве, ребёнку всё интересно, необычно. В его сознании музыка кажется таинством, радостью. Но куда исчезает желание со временем? Причины - общая загруженность в школе, большое количество увлечений, хобби, особенности характера - лень, пассивность.

Однако, на мой взгляд, одной из самых распространённых причин является особая атмосфера, создаваемая педагогом. И атмосфера эта не самая, как можно понять приятная. При этом часто сам педагог задается вопросом: Почему так происходит? Уроки отдаются стабильно, преподаются по программе с чётко определенными требованиями. Только глазки у обучаемого, со временем, «горят» всё меньше. Педагоги находятся едва ли не в худшем положении, ведь программа преподавания обычно одна для всех учеников музыкальной школы. Заинтересованность, потенциал, цели учеников разные, а требовать приходится со всех одинаково. В этих условиях учителя начинают давить на ребёнка. Но никакие условия не могут быть оправданием.

Представим всё же, что ребёнок справляется с программой, изначально приходит учиться музыке с желанием, но в какой-то момент теряет его. Одним из факторов, влияющих на исчезновение интереса, мне видится негативное психологическое программирование.

Что это такое?

По определению термина «психологическое программирование» - это метод однообразного, константного, точного, настойчивого, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллектом формирования поведения[1].

Таким образом, порой бессознательно, педагогом закладываются негативные стереотипы поведения учащегося. Выраженные в мелочах, они постепенно накапливаются в подсознании обучаемого, а в последствии оборачиваются комплексами, неудачами, разочарованиями.

Но если негативные установки обладают разрушительной силой, следовательно, заменив их положительными, возможно добиться прямо противоположного эффекта.

С чего начать?

Первое, и самое важное, на мой взгляд, в рабочей атмосфере - сделать упор на то, что всё просто. Причём не в смысле упрощения задач. Незаметно делать так, чтобы ученик внутренне чувствовал уверенность. Например, если при разучивании постоянно говорить: - «Это сложно!» В подсознании отложится порождающий страх комплекс. А если будто невзначай, комментировать: - «Это же просто, ты легко можешь выполнить моё пожелание», - волшебным образом, любая поставленная цель становится быстрее достижима.

Во многих книгах по практической психологии говорится о значении частицы «не». В том случае, подразумевается позитивная установка, но говорится через отрицание негативного аспекта, положительный эффект качественно снижается. Так, многократное повторение замечания «не ровно» с целью выравнивания звучания - мало изменит ситуацию в лучшую сторону, а вот в обратную легко.

В то же время, постоянно напоминая играющему: «Ровнее», - улучшения  исполнения в отношении ровности звучания неизбежны. Почему? Это просто.

Наш мозг первично воспринимает текст в прямом смысле. Когда в процессе игры ученик слышит: «Не ровно!», - первая и мгновенная реакция сыграть так, как указывают, а именно - не ровно. Далее, понимая, что таким образом было высказано пожелание играть ровнее, ученик делает над собой усилие, по ходу разъясняя себе, как должно звучать исполняемое. Он уже почти у цели, но представьте, если в этот момент снова слышит команду «Не ровно!»

Аналогично приведённому примеру работают и другие установки.

Так чего же добивается педагог восклицая: «Коряво. Грубо. Вяло. Пусто...»?

Что, если попробовать заменить эти реплики на: «гибко, мягко, собранно, осмысленно, содержательно?»

Думаю, результат не заставит себя долго ждать.

Выше сказанное больше относится к комментариям педагога во время целостного проигрывания произведения, а также в направлении к желаемому, конечному.

Разумеется, необходимо использование всех существующих слов, называя вещи своими именами. Когда преподаватель говорит своё мнение после прослушанного исполнения музыкального произведения учеником, он должен чётко указать на все детали, им замеченные.

Выражения: «В этом месте было грубо. Здесь прозвучало коряво»  и прочие не отложатся в сознании, как неизменяемое в том случае, если в процессе работы нацеливать на «мягко, гибко» в неудачно исполненных фрагментах.

А также, оставляя пожелания для самостоятельной работы в виде: «Добивайся красивого звучания, гибкого произношения», взамен: «Чтобы не смел играть жёстко, а такую-то фразу статично». Во втором случае можно с большой вероятностью быть уверенным, что в следующий раз педагог услышит именно тот вариант, какого он слышать и не желает.

Объясняется такая реакция тоже просто.

В самостоятельных занятиях ребёнок будет вспоминать пожелания педагога, который, возможно их в дневнике старательно прописал.

Что ученик запомнит? Этот эпизод не надо играть жёстко. В процессе занятий частица «не» упускается, и внутренний голос повторяет: «надо жёстко, жёстко...».

А следующая фраза по такому же принципу становится статичной пуще прежнего. Что произойдет после?

Во-первых, ребенок слышит, что звучит не красиво, не правильно, разве хочется ему огорчать педагога?

Во-вторых, недоумению педагога не будет предела - как смеет ученик приносить то, чего от него совсем не ждут!

Разрушительные установки продолжаются: «Снова играешь плохо, неправильною». Тон повышается, настроение педагога и ученика портится. В дневнике может появиться ненавистный червячок, либо иная нежелательная отметка.

А дальше замкнутый круг: негативная установка - комплексы - неудачи - отсутствие желания. Очень хочется верить, что заменив негативные установки на позитивные, развитие музыканта продолжается по некой спирали: позитивная установка - творческий подъём - успехи - активное желание.

[1] Дерюгин В. И. Система методов психологического воздействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/1105305530.html.

Просмотров работы: 1