РОЛЬ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РОЛЬ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание духовности в человеке необходимо начинать с раннего детства. Главными факторами, формирующими духовность и нравственность ребенка, на мой взгляд, являются семья, школа и окружающая социальная среда.

В этом перечне большая роль принадлежит семье. Через существующие в семье традиции, через поведение самих родителей, через стиль общения родственников происходит раскрытие духовных качеств формирующейся личности. Необходимо возродить такие традиционные для православной семьи формы воспитания, как посещения храмов, и, где это возможно, выставок, театров и музеев всей семьей. Последнее не всем и всегда доступно, но семейный просмотр добрых фильмов, чтение умных книг, в том числе Библии, слушание высокохудожественных музыкальных произведений или просто совместные беседы являются важным условием воспитания ребенка. Лишь на личном примере близких людей, возможно, воспитать высоконравственную личность.

К сожалению, далеко не каждая семья уделяет внимание воспитанию своих детей. На помощь приходит школа. Мы, педагоги, призваны восполнить пробел семьи. Ведь учитель - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Основная цель нравственного воспитания в образовательных учреждениях - формирование в человеке добра и способности сопротивляться злу. Задача учителя - найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра в каждом из них. Взрослый наставник должен стараться воспитать творческую личность, способную преобразовать окружающий мир. Детям от природы присуща талантливость. И важно не упустить эту благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в позднем возрасте не всегда возможно. Этого можно достичь посредством просветительской работы учителя: через постижение духовно-нравственного опыта народа, выраженного в величайших произведениях искусства. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл как - то сказал, что «творческое развитие ... возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах»[1].

Я убеждена, что в деле раскрытия духовно - нравственных качеств ребенка очень велика роль музыки. Музыкальное воспитание, как считал В. А. Сухомлинский, это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека. Музыка, как и другие искусства, имеет особое предназначение. С давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивать особую концентрацию энергии. Понимать музыку, раскрыть посредством музыки свои лучшие нравственные качества - это значит чувствовать ее всем своим существом: « и душой и телом».

Она, а я имею в виду, прежде всего, классическую музыку, воздействуя интонационно на чувства, сознание ребёнка, активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение. Духовные ценности, запечатленные в музыке, передаются только через сопереживание, качество, которого так не хватает в современной жизни. Раскрыть способность к сопереживанию возможно через воспитание эстетических чувств. В этом я вижу свою главную педагогическую задачу.

Постижение музыки происходит в процессе  общения ученика с музыкальным произведением. Задача учителя - правильно подобрать музыкальное произведение, раскрыть его эстетическое содержание, познакомить с автором, эпохой. В подборе репертуара учитель должен руководствоваться двумя ведущими принципами - высокой художественностью  и доступностью. Важно учитывать особенности психологии школьника и отдавать предпочтение произведениям небольшим, с яркой запоминающейся интонацией, близким детским интересам. Это могут быть произведения разных стилей и стран: музыкальный фольклор народов мира, доклассическая, классическая, духовная  и современная русская и зарубежная музыки.

Из всех видов искусства музыка - самый абстрактный, поэтому для формирования духовно - нравственных качеств ребенка на уроке музыки целесообразно привлекать произведения художественной литературы (стихи), живопись. Очень эффективно включать элементы музыкального движения (пластики), поскольку это один из наиболее адекватных данному возрасту видов музыкальной деятельности. Еще один способ выразить впечатления от музыки - детский рисунок, так как известно, что внутренний мир ребенка, как бы он не был глубоко спрятан в силу различных причин, раскрывается в детском рисунке, вернее в том, какие цвета и  колорит использует маленький человек.

Следующий этап - практическое освоение данного музыкального произведения. Через соприкосновение с инструментом (или через пение) внутренний мир ребенка раскрывается наиболее полно. Вырабатывается исполнительская культура, способность через музыкальные образы отличить плохое от хорошего. Воспитывается ценностное отношение к музыке, которая выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения (манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой. То есть, искусство способствует раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека.

Безусловно, школа помогает ребенку раскрыть свое сердце посредством музыки, особенно если занятия проводит любящий свое дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Зачастую сами родители нуждаются в музыкальном воспитании. Есть несколько форм работы учителя музыки с ребенком и его семьей. Это приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих учеников, совместные концерты учащихся и родителей; лекции, встречи с артистами, певцами, композиторами, домашние концерты, совместные походы в театр, филармонию.

Только совместно с семьей учитель сможет  привить детям любовь к музыке и  главная задача музыкальной педагогики - духовное раскрытие и обогащение детей, формирование их как высококультурных и нравственных членов общества, станет реальностью.


[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html. Загл. с экрана.

Просмотров работы: 5