Усвоение и качественное запоминание материала - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Усвоение и качественное запоминание материала

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Помню, учась в 10 классе общеобразовательной школы моя одноклассница решила записаться на широко разрекламированные курсы быстрого чтения. Было обещано, что скорость чтения увеличится вдвое, а запоминание существенно улучшится. В первый день занятий на глазах у  изумленной аудитории выпускники этих курсов взяли по книге, которую никогда раньше не читали и принялись читать, переворачивая страницы так быстро, что потоки воздуха чувствовались на задних рядах! Это не могло не впечатлить. В тот вечер инструктор предупредил, что задания будут оригинальными, ведь считывание нескольких тысяч слов в минуту - дело нешуточное. Несколько недель моя подруга выполняла достаточно странные упражнения - каждый день на протяжении двух часов Света должна была как можно быстрее переворачивать страницы книг, лежащих вверх ногами. Столь необычные задания преследовали определенную цель.

В детстве всех учили читать по словам, то есть слово за словом. Однако при ускоренном чтении нельзя смотреть на каждое слово отдельно - необходимо считывать целые страницы. Ученики курсов перестраивали свое зрение и мышление, чтобы воспринимать слова так, как мы воспринимаем картины - все вместе за долю секунды, не сосредотачиваясь на отдельных элементах. Помню свое изумление - скорость чтения подруги возросла с 200 слов в минуту до 2000-2500 слов!

Вместо того чтоб обсуждать преимущества ускоренного чтения, почему бы не поговорить об ускоренном преподавании? Какова скорость, с которой я преподаю сейчас? Вспоминаю свой последний урок. Сколько новых фактов узнали мои ученики за этот урок? 8? 10? Если можно более чем в 10 раз ускорить скорость чтения и усвоения материала, разве невозможно достичь такого же эффекта в преподавании? Как сформулировать информацию так, чтоб она запоминалась легко и непринужденно? Итак, в центре внимания искусство изложения максимального объема информации за минимальное время при наименьшей затрате усилий учеников и наивысшем уровне усвоения материала. Это искусство непосредственно связано с двумя основными понятиями учебного процесса: с эффективностью (преподавание необходимого материала) и целесообразностью (использование соответствующих методов). Какие принципы могут повысить эффективность и послужить фундаментом для целесообразности?

Священное Писание указывает на ценнейшие аспекты, которыми весьма успешно могут пользоваться преподаватели самых различных дисциплин. В Шестой главе книги Второзаконие представлены 4 уровня преподавания: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш есть един. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедаю сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Библия: Второзаконие 6: 4-9)[1]. Итак, какое условие нужно выполнить в первую очередь, чтоб быть хорошим, отличным учителем? Нужно научиться любить! И не просто любить, а всем сердцем, всеми силами, всей душой... «И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в конспекте твоем». Так сказано? Едва ли! Слова, или учебный материал, должны находиться не в конспекте учителя, а в сердце. 1)Нужно научиться любить по-настоящему! 2)Нужно как следует знать свой предмет! Только тогда преподаватель готов к следующему шагу - перенесению материала из своего сердца в сердце своего любимого ученика. В приведенном выше фрагменте открываются 4 способа достижения этой цели.

1) ОБУЧЕНИЕ. «Внушай их детям твоим». Слово «внушай» подразумевает «старательно обучай». Думаю, по аналогии это можно сопоставить с формальным преподаванием, когда лектор заходит в аудиторию и проводит занятие.  Здесь все в руках учителя: он выбирает тему,  подчиняет учебный процесс своим целям и учебным планам. Так называемые занятия, сидя за столом.

2) ОБСУЖДЕНИЕ. «Говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». В учебном процессе обсуждение характеризуется большей свободой, непроизвольностью, а также относительно равным участием сторон. Зачастую даже ведущую роль в обсуждении играют более ученики, тогда как при обучении эта роль принадлежит учителю. Преподаватель должен поощрять учеников к высказыванию, поскольку это помогает обнаружить насущные вопросы и проблемы учеников. Вспоминаю на собственном опыте, что чаще лучше всего усваивались те факты, которые преподносились нам на переменах или во время внеклассных мероприятий за чашкой чая.

3) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ. «И навяжи их на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». В отличие от обучения и обсуждения, осуществляющихся только при условии речевой активности учителя, при использовании этого способа говорить не надо: «повязки» сами «обращаются» к тем, кто их видит. Этот способ - первый из невербальных методов преподавания; он основывается на том, что определенные предметы нашей одежды или те поступки, которые мы совершаем, выступают для других в качестве символа.

Часто бывает, что маленький осязаемый символ репрезентирует понятие с чрезвычайно широким значением. Один предмет представляет любой другой, замещает его, выступает вместо него. Какие мысли возникают, например, когда на руке у нового знакомого вы замечаете обручальное кольцо? Сразу возникает сонм значений: символ верности, любви... Подобно этому наши действия могут являться своеобразным символом для окружающих.

4) ПУБЛИЧНАЯ ПРОПАГАНДА. «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах». Своего рода пассивная реклама. Этот метод, как и предыдущий, тоже является невербальным, так как может осуществляться вне зависимости от наличия учителя. Знаю преподавателей, что называется «с отсутствующим взглядом», оказывается, существуют даже и «отсутствующие учителя». Хочу подчеркнуть на мой взгляд очень важный момент: нужно «написать их», иными словами всеми силами обеспечить ясность, понятность и наглядность на занятиях; следует «написать их», те слова, ту информацию, что живет в сердце учителя; и последнее - надписи должны быть помещены на «доме и воротах», то есть в наиболее важных местах.

Учителя, являющиеся истинными мастерами своего дела, используют все четыре способа. Это видно по их кабинету, внешнему виду, выражению лица.

Итак. Чтобы преподавание было эффективным, а уроки запечатлевались в умах учеников и оказывали глубокое влияние на жизнь, важно использовать все четыре способа преподавания. Тем более, что Сам Бог именно так обучает Своих детей, используя при этом всевозможные методы, как прямые, так косвенные. Любопытно отметить в каком порядке идут все четыре способа: от внутреннего к внешнему, от более формального к менее формальному. Первые два способа, обучение (формальное) и обсуждение (неформальное), составляют, если можно так сказать, академическую часть учебного процесса. Они являются прямыми и вербальными. Вторая пара - личная символика (впечатление) и публичная пропаганда (влияние) - представляют собой свидетельство самого учителя. Они являются косвенными и невербальными. Если на академическом уровне информация передается посредством речи, то на уровне свидетельствования, чтобы преподать нужный урок, используются наглядные пособия. Подводя итоги, можно заключить: любящий преподаватель учит этой любви своих учеников, и чутко переносит необходимый материал из своего сердца в их сердца посредствам вышеперечисленных способов.

Хочется выделить несколько важных, на мой взгляд, моментов:

1. Именно учитель несет ответственность за сохранение материала учащимися. Судя по отзывам учащихся, учителя редко обеспечивают усвоение материала. Вместо этого, как правило, происходит «выброс информации». Насколько бы изменился педагог, если бы он оценивал свою деятельность не по тому, какой объем материала он успел изложить, а по тому, какой объем материала ученики усвоили во время урока.

2. Информация хорошо запоминается только в том случае, если она понятна. Не перестаю удивляться тому, что часто, готовясь к зачету, тесту, студенты понятия не имеют, что собственно учат, - было сказано, что это будет включено в контрольную работу, значит надо «зубрить». Понимание всегда должно предшествовать запоминанию. Запоминание того, чего не понимаешь, подобно заучиванию ряда чисел. Как-то решила попробовать ради эксперимента в течение получаса заучивать случайные числа... Не самое увлекательное занятие, а главное, абсолютно бесполезное!

3. Запоминание улучшается, если учащийся осознает практическую ценность изучаемого материала. Осознание практической ценности материала невероятно повышает мотивацию учащихся и помогает им сосредотачиваться. И наоборот, знание становится мертвым грузом, если учащийся не видит его практической ценности - а тем более, если ее не видит и сам преподаватель!

4. Чтобы обеспечить сохранение материала, учитель должен сосредотачивать внимание учеников на наиболее важных фактах. Хотите - верьте, хотите - нет, но, убеждаюсь на собственном опыте, что не все факты в равной степени важны. Нужно взять на себя ответственность за отделение главного от второстепенного, иными словами, просеять информацию. Почему даже в Священном Писании Бог не уделяет внимания целым столетиям, а некоторые события описывает «по минутам»? Если один факт важнее другого, следовательно, он заслуживает большего внимания.

5. Что факты легко запоминались, их следует изложить в определенном порядке. Некоторые учителя собирают материал, приносят его в класс и сваливают его одним махом на учеников. Этакий «метод самосвала». Разум не способен воспринимать и запоминать материал, если тот не был должным образом организован и адоптирован.

6. Регулярное повторение тренирует долговременную память, тем самым способствуя сохранению материала. Преподаватель никогда не сможет обеспечить усвоение материала учащимися, если этот материал не будет занесен в их долговременную память. Цель повторения - прочно укоренить материал, входящий в предельный минимум, в долговременной памяти учащихся. Это ли не трагедия, что всех интересует лишь сиюминутный результат?

7. Сокращая время, необходимое для запоминания материала, преподаватель увеличивает время, которое сможет уделить его применению. Одна моя знакомая любит повторять: «Сбережение без выражения ведет к раздражению». Если учитель полагает, что конечной целью изучения предмета является накопление информации, его ученики постепенно утратят интерес, и накопленные знания в конце концов начнут раздражать его. Ускоренное обучение открывает путь ускоренному усвоению материала. Каким бы сильным не было желание ученика быстро и прочно усвоить предмет во время урока, ключ к этому находится в руках педагога. Объем усвоенного материала зависит от того, насколько умело учитель подготавливает этот материал, а затем помогает ученикам выучить его, овладеть им. Следующие семь рекомендаций помогли мне повысить качество и скорость запоминания информации:

1. При изложении фактов пользуйтесь иллюстрациями. Иллюстрации чрезвычайно успешно исполняют роль сенсорного рычага, приводящего в действие механизм запоминания. Вспомните, одна-единственная фотография моментально напоминает нам о десятках сопутствующих фактов. Почему бы, вместо того, чтоб сухо излагать факты из биографии композитора, не изобразить, скажем, Моцарта, одновременно играющего на клавесине, скрипке, органе на фоне предметов и персонажей из его опер?

2. Излагайте факты в форме историй. До того как были изобретены книгопечатание и телевидение, люди передавали информацию в виде историй. Особенно эффективно это работает при запоминании фактов из теории музыки.

3. При изложении фактов пользуйтесь буквенными закономерностями, аббревиатурами. Например, благодаря согласным легче запомнить лады народной музыки: «МиЛый ФеДя имеет номер телефона 74 26». Если проговаривать с нужной интонацией, то, как показывает опыт, ученики достаточно быстро запоминают, что в миксолидийском понижается VII, в лидийском повышается IV, и т. д.

4. Устанавливайте связь между фактами, с одной стороны, и объектами или действиями с другой. Помню, как на занятие, посвященное творческому и жизненному пути Глинки принесла пустую рамку для фотографии. Благодаря ей в конце урока по результатам теста ученики смогли усвоить не менее, чем 14 из 18 фактов, которые я выделила как крайне необходимые.

5. Чтобы факты произвели большее впечатление на учеников, используйте элементы драматического искусства. Никогда не забуду, как в музыкальной школе, разодетые в шарфы и простыни, всей группой ставили какую-то античную трагедию...

6. Облачайте факты в музыку. Думаю, здесь раскрывается огромнейший простор для фантазии: начиная от банальных ассоциаций или попевок и заканчивая сочинением собственных слов на известные мелодии.

7. Обобщайте факты при помощи графиков и таблиц. Графики и таблицы способствуют запоминанию в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать соотношение, пропорции, а также последовательность и характер событий или фактов. Без этого подхода в преподавании ни в теории, ни в истории музыки не обойтись.

Никогда нельзя предугадать, в какую минуту и при каких обстоятельствах навыки ускоренного преподавания сослужат наибольшую службу. Но это действительно работает и приносит свои результаты. Преподавание таким образом щедро награждает за труды и фантазию.


[1] Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jesuschrist.ru/bible.

Просмотров работы: 29