Проблемы молодого педагога (на примере работы в колледже искусств) - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Проблемы молодого педагога (на примере работы в колледже искусств)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предмет «Музыкальная литература» занимает большое место в учебном плане студентов исполнительских отделений колледжа искусств. На освоение образцов классической музыки отводится 360 часов, распределенных на три с половиной года. Урок муз. литературы является коллективной формой работы, успех которой во многом зависит от высокой степени организованности преподавателя.

Молодой педагог 19-22 лет, начинающий работать в музыкальном колледже, встречается со множеством проблем в своей преподавательской деятельности. Попробуем обозначить некоторые их них, а также наметим пути их преодоления.

Проблема профессионализма молодого педагога: неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов студентам и т.д.

Пути решения: на первых порах составлять «поурочный план». Это не занимает много времени, но существенно помогает в организации работы (не отпускать студентов слишком рано и при этом успеть рассказать им всё необходимое).

Проблема профессионализма преподавателя во многом зависит от личностной мотивации. Возникновение потребности профессионального роста обусловлено как личной заинтересованностью педагога в повышении качества своей работы, так и социальной средой, в которой преподаватель начинает свою деятельность. Иногда лишь только под влиянием конкретных обстоятельств, результатов новаторского поиска коллег и т. п. преподаватель определяет педагогическое и научное самосовершенствование как личностную задачу.

Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой педагогический опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Зачастую опытные педагоги, заведующие отделением, административные органы на начальных этапах создают больше трудностей для молодого специалиста, нежели помогают ему.

Отсюда проблема адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе. Как правило, музыкальные колледжи относятся к типу заведений, где педагоги работают до глубокой старости. Берут туда работать преимущественно выпускников этого же заведения. Молодой педагог, недавний студент, таким образом, принимается в штыки педагогами в возрасте, воспринимается не как коллега, а скорее, как «недостойный» («неоперившийся») конкурент.

Пути решения: проявить себя как активного исследователя, заинтересованного в собственном развитии и в развитии той отрасли, в которой педагог работает (ходить на пед. советы, участвовать в дискуссиях, конференциях и олимпиадах - подтверждать и повышать свой профессионализм). К этому следует добавить работу над освоением корпоративной этики, позволяющей наладить контакт, дружеские отношения с окружающими и завоевать доверие и уважение коллег по работе.

Первоочередной задачей является также выстраивание отношений со студентами.

Важными факторами, определяющими основные различия при восприятии лекционного материала являются, во-первых, возрастная дифференциация учащихся, во-вторых, изначальная предрасположенность к восприятию той или иной информации (интенция).

Студенты первого курса заочного отделения, как правило, ещё учащиеся общеобразовательной школы. Специфика курса муз. литературы - в большом объеме звучащей музыки, который для данной категории студентов является чрезмерным, что затрудняет восприятие. Решением этой проблемы может стать визуализация музыки. Сопровождение музыки картинками, фотографиями и т.д.

Большую группу студентов-заочников составляют люди от 26 до 42 лет. Для них главным критерием является профессионализм педагога. Студенты этого возраста задают больше всего вопросов, в том числе и не по теме лекции. Именно студенты этой возрастной группы ставят перед педагогом трудные задачи и заставляют его самосовершенствоваться. Источником личностно-смысловой активности педагога являются специфические для его профессионально-педагогической деятельности потребности: постоянное профессиональное самосовершенствование и оказание помощи студентам в их профессионально-личностном развитии. Обе группы профессиональных потребностей, будучи разнонаправленными (первая группа характеризуется направленностью на себя, вторая - направленностью на других), включают в себя две тенденции: тенденцию адаптации со студентами и тенденцию развития. Тенденция адаптации характеризуется обращенностью преподавателя, студента и процесса их взаимодействия в прошлое и настоящее человечества, страны, профессии, себя. В таком случае преподаватель, являясь медиатором культуры, осуществляет собственную профессиональную деятельность и создает условия для овладения студентом будущей профессией.

Тенденция развития состоит в обращенности преподавателя, студента и процесса их взаимодействия в будущее человечества, профессии, себя как профессионала. В таком случае преподаватель, ориентируясь на перспективы развития общества, соответственно, на более высокий уровень требований к своей деятельности и к деятельности будущего специалиста, творчески реализуя собственные сущностные силы, становится субъектом профессионально-педагогической культуры и создает условия для перехода личности студента с уровня «носитель культуры» на уровень «субъект культуры» (Исаев В. Ф.).

Первая тенденция реализуется в разнообразных формах профессионального образования и самообразования, вторая реализуется в процессе профессионального воспитания и самовоспитания.

Второй критерий - деление студентов по предрасположенности к восприятию того или иного вида информации и, как следствие, по отношению к изучаемому материалу. В этом отношении показательны студенты эстрадного и фортепианного отделений. Их можно разделить на тех, кто:

А) Приходит послушать музыку, исполнителя, посмотреть на декорации, костюмы.

Б) Интересуется только сюжетом произведения или биографией автора.

В) Интересуется формой произведения, а не содержанием.

Г) Не интересуется музыкальным произведением совсем.

Для изучения отношения к предмету «муз. литература» автором был проведен опрос среди студентов второго курса эстрадного отделения. Предлагались следующие вопросы: почему ты не ходишь на муз. литературу? какую функцию, как тебе кажется, выполняет муз. литература? нужен ли этот предмет? Запомнилось ли тебе хоть одно произведение из курса муз. литературы? почему именно его запомнил? Как ты относишься к молодым педагогам? В чем ты видишь их недостатки? Играет ли роль внешний вид педагога?

Большинство респондентов ответило, что это очень важный предмет, так как помогает эстраднику стать всесторонне развитым музыкантом. Некоторые ответы касались того, что классика - это фундамент, не было бы классики - не было бы и джаза. Запоминание произведений идет по внешнему признаку - запоминают визуальный уровень. Большинство опрошенных ответило, что к молодым педагогам относится очень хорошо, так как они понимают студентов, разговаривают с ними «на одном языке» и при формировании лекции стремятся определить актуальные потребности студентов. При этом имидж педагога, по ответам респондентов, почти не играет роли при восприятии лекции.

Итак, анализ проблем, возникающих у молодого педагога в отношениях с коллегами и в процессе работы со студентами, показал, во-первых, недостаточную разработанность и методическую подкрепленность данной сферы профессиональной деятельности, во-вторых, необходимость активной личной работы молодого специалиста над созданием условий эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися, в-третьих, важность психологической подготовленности молодого педагога к непрерывному самосовершенствованию и неизбежным сложностям в процессе профессионального роста.

Просмотров работы: 158