Некоторые аспекты проявления самостоятельности в творческой деятельности музыканта - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Некоторые аспекты проявления самостоятельности в творческой деятельности музыканта

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многим из тех, кто занимается творческим трудом, приходилось в свое время сталкиваться с проблемой «учитель - ученик». Проблема эта, порой, достаточна остра, сложна, а то и болезненна - особенно в мире искусства. Очертания её в каждом конкретном случае могут выглядеть различно, однако основа чаще всего едина: диктат со стороны учителя - и стремление уйти от этого диктата со стороны ученика. Чрезмерно заботливая опека первого - и нежелание примириться с ней у второго.

В наши дни проблема «учитель - ученик» усугубляется подчас еще одним обстоятельством. Творческую молодежь слишком долго учат. Вот, скажем, музыкант с его обычной ученической биографией: семь лет - ДМШ, четыре - музыкальное училище, пять - ВУЗ; некоторые проходят к тому же и через аспирантуру, это ещё пару лет. В общей сложности шестнадцать-восемнадцать лет. Столь продолжительных сроков обучения ранее не знали. Действительно, кого из знаменитых музыкантов «образовывали» почти два десятилетия к ряду?

Растянутость периода обучения энергично критикуется сегодня многими специалистами. Действительно, у кого-то от чрезмерно долгого общения со своими наставниками начинает стираться, обесцвечиваться природная  индивидуальность. У кого-то безнадежно упрочиваются стандартизированные виды профессиональной деятельности. Укореняется привычка работать с опасливой оглядкой по сторонам.

Многими выдающимися мастерами культуры не раз варьировалась мысль о том, что в творческих делах основному и главному научить нельзя - этому можно лишь научиться. Более важен принцип самообучения в художественно-творческой практике. Вот, например, история литературы. Куда здесь ни бросить взгляд - в далекое прошлое или недавние времена, на Запад или на Восток - одни лишь самоучки. Даже в наши дни далеко нечасто можно встретить писателя с дипломом литературного вуза в кармане. А о прошлом нечего и говорить.

Да только ли разве поэтам? Только ли в искусстве слова? И в музыке, и в кинематографе, и в театре, и в живописи - словом, везде и всюду - тех, кому приходилось «заново открывать законы и правила своего мастерства», следуя «путем тысячи проб и ошибок», не счесть. Тех, кто жил не столько добытым в стенах специальных учебных заведений, в «обязательном порядке», сколько взятым по собственному усмотрению.

Интересный факт. Согласно многочисленным свидетельствам, взятое в ходе учебы самостоятельно, оказывалось на поверку наиболее стойким. Кстати - и усваивалось в процессе занятий с гораздо большим удовольствием (что тоже представляет собой немаловажный фактор).

Самообразование, если вести дальше речь о нем, предполагает обычно использование, в той или иной степени, метода подражания. И это вполне естественно. Учась, всегда копируют - больше или меньше, осознавая это или нет; тем более копируют, учась самостоятельно. Тут дают о себе знать рефлексы, самой природой заложенные в человеке, срабатывают психологические механизмы, всегда структурирующие процесс учебы по принципу подражания. Ребенок берет пример со старших; менее искусные в различных видах деятельности - с более искусных.

И, однако же, многие боятся подражания. Особенно среди людей художественно-творческих профессий. Боятся деформировать своё «я», нанести урон собственной индивидуальности.

Некий умный человек как-то сказал, что, спасаясь подражания в творчестве, становишься похожим на того, кто боялся бы съесть говядину или курятину из опасения стать курицей ли коровой. Суть в том, что если художник одарен от природы достаточно сильным, характерным «я», последнее не так-то просто заглушить и нейтрализовать. Даже при самом настойчивом и последовательном копировании чужих работ, при самом добросовестном подражании им. Если же, однако, опасения оказываются не лишними и индивидуальность человека, при соприкосновении с другими индивидуальностями - блекнет, стушевывается, несет серьезный урон, значит, на многое в данном случае рассчитывать и не приходилось. И, копия, как метод, тут не при чем. Быть может, на каком-то этапе творческой эволюции и небесполезно пройти испытание подражанием - оценить, измерить, взвесить собственные возможности....

О подражании ли сейчас разговор? Понятно - нет. Подражание - это всего лишь подражание, а творческое общение, соприкосновение, «заражение» - нечто совсем иное.

В молодости, в пору учебы, да и позднее, часто ищут оригинальности - беспокойно, настойчиво, жадно. Увы, что сегодня, что вчера: поиск оригинальности самой по себе - занятие практически бесперспективное. С ней, в конечном счете, как с талантом: есть - так есть, нет - так нет.

Бывает, начиная самостоятельную творческую практику, надеются достигнуть заветной оригинальности с помощью какого-нибудь нового, необычного выразительно-изобразительного приёма, своеобразного технического трюка. Словом, со стороны внешнего, от формы.

К сожалению, от технического приема - как бы интересен, нов и удивителен он ни был - к искомой оригинальности ещё никто не приходил. И не придет. Ибо быть оригинальным в творчестве (как, впрочем, и в жизни) - значит быть самим собой.

Многие утверждают, что никто не знает, что такое быть самим собой. Я же знаю, по опыту и личному, и рабочему, что это как раз то, чем быть всего труднее, самое неуловимое в нас, то, что «может быть», а не «есть»».

Как стать самим собой - единого и универсального совета, разумеется, не дать. Такое не под силу ни педагогу, ни психологу, ни философу, ни художнику с многолетним и богатым опытом работы. Однако не мешает иметь ввиду. Важно уметь прислушиваться к самому себе, пристально всматриваться в себя, тонко чувствовать свое сокровенное «я». Ощущать какие-то импульсы - смутные, далекие, неясные, идущие из глубин собственного душевного мира. Быть нацеленным, сориентированным на это при любых обстоятельствах: в повседневной деятельности, в суете и сутолоке будней, в общении с окружающими. И, конечно же, наедине с самим собой, в процессе работы; это основное и главное. Тот, кто овладел в какой-то мере этим искусством, вышел на этот уровень психологического развития, тот, можно сказать, созрел для творчества. Более того, есть неплохие шансы, что он окажется вполне оригинальным....
Просмотров работы: 2