Освоение педагогами пространства творчества - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Освоение педагогами пространства творчества

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические перемены, происходящие в России, активно воздействуют на сферу образования, обуславливая необходимость его обновления и усовершенствования. Современная образовательная политика нацелена на создание гибкой, дифференцированной, динамичной среды. В настоящее время имеет место определенное рассогласование между осознанием потребности общества в новых мировоззренческих и методологических ориентирах и сохраняющейся в практике работы образовательных учреждений инертностью в подходах к их обоснованию и освоению, которая обусловлена незнанием возможных способов доступа к познанию динамично изменяющейся реальности. Данная ситуация во многом связана с тем, что основная масса педагогов получила образование в условиях прагматического отечественного подхода к подготовке исполнительного учителя-предметника, которому достаточно проблематично дается освоение новых методов и возможностей обучения. А в настоящее время, получив возможность выстраивания собственной траектории профессиональной деятельности, многие педагоги испытывают значительные затруднения в тех случаях, когда требуется применить инициативу, творческую активность, самостоятельно искать пути совершенствования своей практической деятельности.

Педагог - это не только гарант знаний, это еще проводник и строитель будущего по кирпичику детской психологии. Ведь именно учитель должен заинтересовать ребенка и открыть перед ним мир знаний.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники формируют свой собственный взгляд на мир.

В педагогической науке выделяют следующие стили педагогической деятельности: демократический, авторитарный и либеральный.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение.

При либеральном стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Однако, несмотря на довольно строгое разделение и четкую характеристику стилей, здесь не рассматривается то, что является главным, а именно педагогический процесс и его организация. Несомненно, стиль преподавания оказывает существенное влияние на выстраивание плана урока, но любой стиль можно значительно расширить, благодаря использованию творческого подхода. Следует научиться держать педагогический процесс под контролем и управлять им. Работая в Классическом Лицее, я столкнулась с тем, что недостаточно быть просто хорошим специалистом, необходимо постоянно совершенствоваться и заинтересовывать учеников. Это возможно только при условии создания захватывающей творческой атмосферы, которая поведет за собой ребенка и позволит ему быть не просто слушателем, а непосредственно участником процесса. Я бы хотела предложить педагогам позиционировать себя не как учителя-предметника, а значительно расширить границы и рассматривать себя как эксперта, исследователя, арбитра, консультанта, посредника в передаче общечеловеческих ценностей, а также режиссера. Каждая из этих ролей является очень интересной, и поэтому педагогам будет увлекательно рассматривать данные роли, как в совокупности, так и по отдельности. Стиль преподавания ограничивает педагога и он уже не может в полной мере использовать все предложенные роли, а, как известно, без наличия одного звена вся система не может работать эффективно.

Я бы хотела подробнее остановиться на роли педагога в качестве режиссера. Итак, необходимо начать с того, что урок необходимо рассматривать как произведение искусства и, следовательно, он должен быть неповторим, и нести в себе авторский талант и нововведения. Профессия педагога также как и режиссера является творческой и требует постоянного поиска, эксперимента, обновления. В роли режиссера педагогу необходимо объединить как бы два пространства: первое - это пространство, которое носит строго регламентированный характер и обозначено в научных источниках, методичках, а также плане урока; второе - это пространство, которое полностью нельзя предугадать и спланировать, оно живет своей жизнью и состоит из организации творчества учеников и конкретных условий их функционирования. И если данные пространства педагог сможет объединить, то в классе возникнет такое чувство как вдохновение. Именно это чувство позволит сделать урок не только интересным для учеников, но и для учителя, ведь в детях таится необычайная красота решений и нестандартных подходов к ним. И тогда урок будет заканчиваться на ощущении нетерпения вновь прийти в эту атмосферу творчества, где педагог-режиссер гармонично выстраивает работу класса и становится творцом великого произведения искусства, которое называется «Будущее России, будущее ребенка, Международное будущее».
Просмотров работы: 0