Повышение профессионального качества персонала сопряжено с тремя относительно самостоятельными технологиями работы с персоналом: отбор персонала, оценка персонала и управление карьерой персонала. При этом следует исходить из того, что отбор - это не одноразовый акт, производимый при найме на работу, а так же, как и оценка, и управление карьерой, - сложное институциональное образование, основанное на определенных принципах, теоретических основах, организационных процедурах и механизмах.
Основными стратегическими задачами управления персоналом являются:
- достижение взаимопонимания с руководством фирмы по вопросам построения эффективной системы управления персоналом;
- эффективное управление изменениями в области управления персоналом;
- развитие компетенций работников службы управления персоналом;
- подбор квалифицированного, психологически мобильного персонала;
- обучение персонала технологиям, используемым фирмой, повышение их профессионального уровня;
- укрепление корпоративной лояльности персонала, развитие их коммуникационных навыков, способствующих эффективной командной работе.
Эффективность работы предприятия определяется, прежде всего, качеством персонала простотой организационно-управленческой структуры, и четко сформулированными целями и задачами. Следовательно, для обеспечения высокого качества персонала необходимо совершенствовать управление профессиональной работой персонала.
С целью повышения качества подготовки работников предприятия и их профессионального уровня разработан алгоритм обучения персонала, который представлен на рис. 1.
, а именно:
- профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);
- интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);
- способность к сотрудничеству, работе в условиях коллективной организации труда и взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);
- ценностно-мотивационная сфера, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);
- лидерский потенциал - способность увлечь за собой людей, влиять на них;
- потенциал развития - относится ко всем элементам потенциала, приводит к изменению «количества» и весомости одного или нескольких из них и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации. Мы не рассматриваем данный элемент отдельно; на наш взгляд, потенциал развития проявляется в динамике всех остальных элементов трудового потенциала. Рассматривая эти элементы и возможности их развития, мы говорим и о потенциале развития.
Состав элементов трудового потенциала работника, который, на наш взгляд, совпадает с составом элементов потенциала рабочей группы, представлен на рис. 2.
Полноценное использование трудового потенциала способствует развитию работников и организации, неполное использование следует считать упущенной организацией выгодой.
Таким образом, трудовой потенциал - сложное, живое, системное явление, имеющее место также в сложной и большой системе - человеке. Как у любой системы, у трудового потенциала имеются соответствующие свойства - целостность, неаддитивность, структурность, взаимозависимость со средой, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний, эмерджентность, динамичность и др.
Список используемой литературы
1. Шамарова Г.М. Эффективность методов оценки кадрового потенциала органов местного самоуправления. Региональная экономика: теория и практика. Журнал №18(75), 2008.
2. Экономика фирмы / под ред. В.Я. Горфинкеля, Москва, Юрайт, 2011.