Реалии сферы военного образования США в публицистическом тексте (на материале отрывка из книги Ed Ruggero - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Реалии сферы военного образования США в публицистическом тексте (на материале отрывка из книги Ed Ruggero

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности современного военного образования и воспитания за рубежом относятся к области малоизвестной российскому военнослужащему. В то же время, расширение международных контактов ставит современного офицера перед необходимостью освоения элементов инонациональной военной культуры. Достоверные сведения об особенностях зарубежной военного образования можно почерпнуть, изучая иностранный язык, поскольку при этом «приходится овладевать не только новой лексической системой, но и новой системой понятий, отражающих элементы материальной и духовной деятельности» в сфере военной культуры.  

Материалом для анализа послужил отрывок из публицистической прозы Э. Руджеро «Вест-Пойнт и воспитание американских военных лидеров» (2004), посвященный образованию и воспитанию курсантов в академии Вест-Пойнт. Было обнаружено всего 58 лексических единиц (слов и словосочетаний) с культурным компонентом, среди которых есть имена известных деятелей, названия произведений искусства, наименования учреждений (8), слова, характеризующие быт курсантов (6) и систему военного образования и воспитания в академии (38). Кроме того, были выявлены некоторые другие реалии, относящиеся к различным сферам культуры США и напрямую не связанные с образованием (6). В данной статье получили комментарии только те реалии, которые соответствуют заявленной теме.

В ходе анализа выяснилось, что в академии Вест-Пойнт курсанты обучаются 4 года. Отсчет времени обучения начинается с последней цифры, таким образом, подчеркивается количество лет, оставшихся до выпуска, например: курсант первого года обучения официально именуется ‘the fourth year cadet.´  Помимо официального наименования, широко распространены неформальные прозвища курсантов каждого года обучения, отражающие их статус внутри Академии: plebes, yearlings (or sophomores), cows (or juniors),  firsties (or seniors).

Весь корпус обучающихся образует бригаду из 4х полков. Каждый полк делится на 8 рот, обозначаемых буквами и цифрами, например,  Company F-2 (or Foxtrot Company-2), где буква указывает на роту, а цифра - номер полка. Кроме того, роты носят названия - The Zoo, Spartans, Dragons и др. Они используются при проведении спортивных мероприятий, уменьшают однообразие буквенно-цифровой системы, до некоторой степени подчеркивают индивидуальность каждого подразделения. 

Сразу после поступления курсанты первого курса проходят своеобразное испытание, которое в академии называется ‘Beast´. За это время курсанты адаптируются к военной службе, а в заключение их ждет марш-бросок в полном обмундировании на 12 миль. К сожалению подробной информации об этом курсе нет, известно только, что он длится 6 недель.

  Второму семестру обучения предшествует двухнедельный период, в ходе которого курсанты изучают только военные дисциплины, например,  тактику. На занятии по тактике первокурсники самостоятельно разрабатывают и представляют план обороны вымышленной республики Магапа от неприятеля, использующего для вторжения подвижные средства - a hostile mounted force. Любопытный комментарий получает многолетнее использование реальных карт стран Европы для учебно-тактических целей: ‘everyone knew who was coming over the hill.´ Особо подчеркивается, что в современной учебной аудитории произведена политкорректная замена условного противника: вместо Советской армии, которой эта роль отводилась в течение многих десятилетий, - моторизированные и мотопехотные полки Ла Косты. Такая перемена, по мнению преподавателей академии, заставляет коренным образом менять систему подготовку офицера для того, чтобы он был способен к боевым действиям против любого неприятеля в любых условиях.

В системе обучения и воспитания в академии на протяжении всего периода обучения действует так называемая «программа воспитания командира» (сadet /team leader development system), предусматривающая сотрудничество курсантов младших и старших курсов. В рамках этой программы новобранец учится выполнять приказы, второкурсник развивает командные навыки, работая с двумя-тремя подопечными сверстниками, курсант третьего курса учится командовать большим количеством личного состава, получая навыки сержанта, и, наконец, курсант выпускного курса обучает первокурсников определенным навыкам, таким образом, на практике осваивая обязанности командира взвода, которые предстоит выполнять выпускнику академии. Для такого курсанта существует специальное наименование - academic officer.

Все курсанты академии проживают в казармах. Интересно, что казармы украшены не только разнообразными фотографиями и рисунками, но и самодельными плакатами, на которых, к примеру, указана цель, стоящая перед ротой, и список важнейших задач (METL - Mission Essential Task List). В этот список включены борьба за успеваемость, развитие командирских качеств, физической силы и выносливости, улучшение морально-психологического состояния и другие. В списке упомянуты семь основных качеств, которые следует воспитывать в себе каждому курсанту академии и любому военнослужащему  - верность, долг, уважение, примерная служба, честь, умение работать в команде, личное мужество. Следует отметить, что данный список только отчасти напоминает список качеств из кодекса чести российского курсанта. 

Обращает на себя внимание, что в избранном для анализа отрывке цветовая палитра ограничивается серым цветом - gray (AmE for ‘grey´): everything ...is grey: the uniforms, the buildings, the sky, the somber mood; white-over-gray uniform. Вероятно, этот прием использован для того, чтобы подчеркнуть приверженность военной академии традициям, сложившимся благодаря знаменитым выпускникам академии, именами которых названы сегодня казармы (Eisenhower Barracks, MacArthur Barracks). В данном историческом контексте становится понятно популярное в академии словосочетание ‘The Long Grey Line´.

В целом, в отрывке встречаются многочисленные военные жаргонизмы и слэнг, что, по мнению специалистов, типично для данной сферы общения. В этой группе обращает на себя внимание акроним snafu (situation normal: all fouled up), появление которого относят к периоду Второй Мировой войны, точнее, к 1941 г. Для усиления эмоционального воздействия акронима в роли причастия прошедшего времени предпочитают нецензурное слово: так простые военнослужащие в лаконичной форме воспринимают хаос войны и бездарность командиров. В словарях подчеркивается принадлежность акронима к неформальному стилю и связь с культурой Северо-Американского континента.

В целом, проведенный анализ позволил выявить ряд оригинальных традиций, которые характеризуют систему обучения и воспитания в академии. Знания такого рода трудно переоценить, поскольку они позволяют специалисту объективно оценивать свои возможности в окружающем мире.

1. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы. М., 1998.

2. Oxford English Dictionary   - URL: http://oxforddictionaries.com
Просмотров работы: 2