Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная молодежь, целиком и полностью окунувшаяся в компьютерные технологии, практически лишена творческого народного осмысления жизни. Интернет заменил литературные книги, мы все чаще предпочитаем общаться по телефону, нежели просто, не говоря уже о сохранении традиций нашей необъятной Родины. Но, как бы не печальна была эта картинка современной молодежи, все же есть еще люди, которые отдают все свои силы на поиск и сохранение традиционной культуры. В октябре 2010 года мы, студенты факультета искусств «ШГПУ», были на фестивале «Русский традиционный костюм на рубеже эпох» в городе Ярославле. Этот фестиваль проводится уже в пятый раз и в нем принимают участие коллективы более чем из 27 регионов нашей страны. Коллекции, представленные в показе, поражали тем, насколько они были разные, красивые, с сохранением традиций народов проживающих на территории России. Как приятно посмотреть на молодых девушек и парней в традиционных костюмах тех давних эпох. «Зачем нам все это»? спросите вы. Но ведь страна сильна не оружием и деньгами, а тем насколько глубоко она знает свою культуру и традиции. Ведь люди, еще не умея писать, могли общаться с помощью знаков и символов, представленных на одежде. И расположение этих знаков было не просто для украшения, а своего рода защитой. Так же, глядя на костюм, можно узнать из какой губернии этот человек, чем он занимается, праздничный это костюм или нет. Можно много еще рассказывать про костюм, но как ни печально, к сожалению, в связи с многочисленными войнами и разорениями многие вещи тех времен бесследно утрачены. Да и литературы по традиционным костюмам очень мало, но она есть благодаря тем немногим людям, которые совершают подвиг, собирая по вымирающим деревушкам «обрывки» традиционной культуры. Одним из таких людей является Сергей Анатольевич Глебушкин - известный в России коллекционер. Член Союза Художников России и Международной федерации художников. Он родом из села Выша Рязанской области. Традиционный русский костюм для него - важная часть традиционной культуры. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в подрастающем поколении определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства. В книге С.А.Глебушкина много иллюстраций костюмов. Большую ценность и уникальность его коллекции придают праздничные головные уборы золотного и серебряного шитья, украшенные жемчугом и бисером. Большинство экспонатов - это ручная работа (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля - то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии, Китая, Малой Азии. В современном мире мы забываем свои национальные традиции и культуру, так как одежда, которую мы предпочитаем носить в большинстве своем, «напичкана» вычурностью, безвкусицей, лишена эстетического наследия. Ведь почти всё, что мы носим, изготавливают за границей, и естественно, откуда уж им знать, да и зачем, какая у нас культура. Но тема русской народной культуры в целом и традиционной одежды в частности в XXI веке привлекает особое внимание не только специалистов этнографов и фольклористов, но и широкий круг работников культуры и образования. Студентам нашего университета повезло, что у нас есть факультет искусств, и мы можем изучать традиционный костюм русского и других народов. Кроме того, мы на практических занятиях изготавливаем костюмные комплексы, которые экспонируем на выставках, в которых участвуем в конкурсах, городских и областных мероприятиях. Жители города Шуя уже стали привыкать к тому, что студенты нашего вуза на праздниках дефилируют в русских костюмах, тем самым молодое поколение, да родители знакомятся с культурным наследием. Хотелось бы верить, что современное поколение обратиться к истокам нашей культуры и будет с уважением и интересом относиться к нашей истории.