ИСКУССТВО МОЗАИКИ РАВЕННЫ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИСКУССТВО МОЗАИКИ РАВЕННЫ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мировой столицей мозаики по праву считается древний итальянский город Равенна, где сохранился уникальный ансамбль памятников мозаического искусства V-VII веков, по значимости равного которому нет ни в одном другом городе мира, так как почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Расположение Равенны на стыке торговых путей между Востоком и Западом благоприятствовало развитию и процветанию культурных традиций этого города. Большое влияние на равеннскую школу мозаики на ранних этапах развития оказали  Рим, Константинополь и Антиохия, что не мешало придерживаться в искусстве своей собственной линии. Поэтому Равенну следует рассматривать как самостоятельную художественную школу, обладающую оригинальными местными чертами. Этому стилю соответствует и новый сорт кубиков мозаики - цветное стекло или смальта. Стекло стало основным компонентом мозаики. Его обжигали с окисями металлов, медью и мрамором. Между слоями стекла прокладывали серебряные или золотые листы. Расположение кубиков смальты в известковом растворе под разными углами позволяло добиваться потрясающего эффекта благодаря способности стекла отражать свет. Правление императора Юстиниана в Равенне (около 527 года нашей эры) стало инновационным периодом в истории мозаики, о чём свидетельствуют сохранившиеся великолепные украшения византийских храмов. Горний мир, крылатые амуры, птицы, виноградная лоза, орёл - знак силы Зевса, - напоминали теперь о могуществе и вознесении Христа. Все мотивы и элементы декора, их цвет имели символическое значение. Вся эта сложная символика восходит к культуре мартириев с их разветвлённым заупокойным культом. С последним связаны и такие изображения, как пьющие из чаши голуби и тянущиеся к небольшому озеру олени, символизирующие алчущие бога души. В мавзолее Галлы Плацидии (450 г.) выделяются тонко сгармонированные по цвету мозаики. Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале (527 г.) - сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры. Нельзя не упомянуть также о мозаичных шедеврах V -VII в.в. внутри следующих сооружений: Базилика святого Иоанна Богослова; церковь Святого Духа; Базилика священномученика Аполлинария Нового.  Мозаическое искусство Равенны, как часть богатейшей культуры Византии, оказало в последующие столетия  огромное влияние на художественную культуру Древней Руси, стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении и Грузии.  Сегодня искусство мозаики  Равенны возрождается - целыми школами и курсами. А все исторические памятники Равенны внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вклад мастеров Равенны в мировую художественную культуру настолько велик, что до сих пор мы восхищаемся своеобразной  прелестью  мозаического искусства, о тонком понимании которого равеннцами свидетельствуют известнейшие строки  надписи в вестибюле Архиепископской капеллы (конец Vв. - начало VIв.):  «Либо здесь родился свет, либо, пленённый, он царит здесь свободно».
Просмотров работы: 203