В свете происходящих в мире событий немаловажное значение имеет изучение исторических народных традиций, так как это может служить методом воспитания и развития личности в целом. История России многогранна и включает в себя особые уникальные факты развития культур множества народностей. Приобщение молодёжи к изучению народных традиций, может способствовать решению многих этнокультурных проблем, возникающих в современном мире.
Искусство текстильного орнамента, рассматриваемое на основе письменных, археологических, изобразительных, этнографических источников и далее проводимый сравнительный анализ некоторых видов архаических символов и знаков, распространённых у разных народов, даёт почву для размышления о связующих общекультурных идеалах, нормах и ценностях народов, населяющих территорию России.
В ковре, как и во всяком произведении народного декоративно-прикладного искусства, отражается духовный мир человека, создавшего его. Орнаментальный строй ковра, его цветовая гамма, композиционная схема включают в себя многовековую традицию национальной художественной культуры, выражают дух народа и его представления о прекрасном. Русское ковроткачество молодое по сравнению с Кавказом, где изготовление ковров уже было известно в первые века нашей эры.
Традиционный ковёр невозможно представить себе без рисунков-символов, лаконичных, символичных, декоративных, наделённых человеком определённой магической силой. С ними связаны магические верования - в то, что изображение того или иного животного или растения имеет охранительные функции. Птицы наделялись священными качествами, так как они, во-первых, были небесными созданиями, способными летать между небом и землей, и, во-вторых, являлись помощниками земледельцев-пахарей. Наиболее частым среди изображений птиц были изображения орла, который символизировал мощь и достоинство, павлина (изображение часто использовалось как эмблема солнечного божества, кроме того, считалось, что павлин может предвидеть и предохранять от надвигающейся беды), петуха (пользовался большим уважением и своими корнями уходит в религию), мифических птиц, например, волшебной птицы Симург, который, как феникс, способен восставать из пепла, являлся символом бессмертия. В иконографическом наследии восточного ковра большое место занимают сюжеты, связанные с прославлением сил природы, буйства растительности, плодородия. Основной темой являются разные интерпретации символического изображения древа жизни. Мотив «древа жизни» также традиционен для русского (курского) ковра. К 19 веку этот мотив трансформировался в «вазон с цветами», но проходит красной нитью через всё искусство славянских народов, так как в первоначальном варианте представлял собой мифологическое «древо жизни» из верований древних славян. Утеряв впоследствии своё символическое значение, остался в народном декоративном искусстве как художественно обобщенный образ живой природы, конкретизируясь и видоизменяясь в творчестве каждого народного художника.
В классических композициях восточных и русских ручных ковров, многие символы, представленные в изображении, являются не просто орнаментальным декором - они несут глубокий смысл, являются культурным наследием ушедших эпох, содержат интереснейшие сведения, относящиеся к истории, религии и культуре народов и этносов.