ОРНАМЕНТ ВОСТОЧНОГО КОВРА КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ИСТОЧНИК - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОРНАМЕНТ ВОСТОЧНОГО КОВРА КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ИСТОЧНИК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

     В свете происходящих в мире  событий немаловажное значение имеет изучение исторических народных традиций, так как это  может служить методом воспитания и развития личности в целом. История России многогранна и включает в себя особые  уникальные  факты развития культур множества народностей. Приобщение молодёжи  к изучению народных традиций,  может способствовать  решению многих этнокультурных проблем, возникающих в современном мире. 

     Искусство текстильного орнамента, рассматриваемое на основе письменных, археологических, изобразительных, этнографических источников и далее  проводимый сравнительный анализ некоторых видов архаических символов и знаков, распространённых у разных народов, даёт почву для размышления о связующих общекультурных идеалах, нормах и ценностях  народов, населяющих территорию России.                    

        В ковре, как и во всяком произведении народного декоративно-прикладного искусства, отражается духовный мир человека, создавшего его. Орнаментальный  строй  ковра,  его  цветовая гамма,  композиционная  схема включают  в   себя   многовековую  традицию   национальной  художественной культуры, выражают дух народа и его представления о  прекрасном. Русское   ковроткачество     молодое   по   сравнению   с   Кавказом,   где изготовление ковров уже было известно в первые века нашей эры.

Традиционный ковёр невозможно представить себе без рисунков-символов, лаконичных, символичных, декоративных, наделённых человеком определённой магической силой. С ними связаны магические верования - в то, что изображение того или иного животного или растения имеет охранительные функции.  Птицы наделялись священными качествами, так как они, во-первых, были небесными созданиями, способными летать между небом и землей, и, во-вторых, явля­лись помощниками земледельцев-пахарей. Наиболее частым среди изображений птиц были изображения орла, который символизировал мощь и достоинство, павлина  (изображение часто использова­лось как эмблема солнечного бо­жества, кроме того, считалось, что павлин может предвидеть и предохранять от на­двигающейся беды), петуха  (пользовался большим уважением и  свои­ми корнями уходит в религию), мифических птиц, например, волшеб­ной птицы Симург, который, как  феникс, способен восставать из пепла, являлся символом бессмертия. В иконографическом наследии восточного ковра большое место занимают сюжеты, связанные с прославлением сил природы, буйства растительности, плодородия. Основной  темой являются разные интерпретации символического изображения древа жизни.  Мотив «древа жизни» также традиционен для русского (курского) ковра. К 19 веку этот мотив трансформировался в «вазон с цветами», но  проходит красной нитью через всё искусство славянских народов, так как в первоначальном варианте представлял собой мифологическое «древо жизни» из верований древних славян. Утеряв впоследствии своё символическое значение, остался в народном декоративном искусстве как художественно обобщенный образ живой природы, конкретизируясь и видоизменяясь в творчестве каждого народного художника.

         В классических композициях восточных и русских ручных ковров, многие символы, представленные в изо­бражении, являются не просто орнаментальным декором - они несут глубокий смысл, являются культурным наследием ушедших эпох, содержат интересней­шие сведения, относящиеся к истории, религии и культуре  народов и этносов.

Просмотров работы: 2