Современные исследователи в области этнохудожественного образования (Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Т.И.Бакланова и др.) считают, что этнохудожественное, этнокультурное образование, то есть обучение, воспитание и развитие на основе лучших традиций народной художественной культуры, необходимо осуществлять непрерывно.В этой непрерывной системе особое место отводиться этнохудожественному образованию дошкольников. Именно в этот возрастной период, период первичной социализации и инкультурации, закладываются основы, «фундамент» личности, ее ценностные и эстетические установки, что обосновывает важность воспитания и развития личности дошкольников на основе материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.
Проведенный нами анализ теоретических трудов исследователей в области этнохудожественного образования и учебно-методических разработок для учреждений дошкольного образования показал, что за последние два десятилетия накопился достаточный теоретико-методологический опыт организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе народной художественной культуры, в том числе и на региональном уровне. Анализ же практического опыта включения народной художественной культуры в систему дошкольного образования, проведенный на основе результатов анкетирования 276 педагогов дошкольного образования 52 дошкольных образовательных учреждений Ивановской, Владимирской, Нижегородской областей и Республики Коми, показывает невысокий процент реализации этнохудожественного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Следует отметить, что воспитатели, методисты испытывают потребность в рамках курсов повышения квалификации в ознакомлении с региональными программами этнохудожественного образования; в освоении методики проведения занятий на основе этнохудожественной культуры региона; в приобретении художественно-практических навыков в декоративно-прикладном творчестве своего региона.
Таким образом, возникшее противоречие говорит о существовании проблемы в подготовке педагогов дошкольного образования к осуществлению этнохудожественного образования детей дошкольного возраста. С целью разрешения данной проблемы, нами разработаны программы курса повышения квалификации педагогов дошкольного образования и курса по выбору для студентов специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с одноименным названием «Этнохудожественное образование дошкольников на основе регионального компонента». Целью данных курсов является освоение теоретических и методических основ этнохудожественного образования детей дошкольного возраста на основе региональной культуры.
Обучение студентов и слушателей курсов повышения квалификации по данным программам предполагает их теоретическую, художественно-практическую и методическую подготовку. Теоретическая подготовка направлена на формирование комплекса знаний о сущности понятия этнохудожественной культуры; этнохудожественном обучении и воспитании дошкольников как части непрерывной системы этнохудожественного образования; роли художественной культуры региона в этнохудожественном воспитании дошкольников; программах по изобразительной деятельности, имеющих этнохудожественную, региональную направленность; художественных, культурных, народных традициях региона; методических особенностях этнохудожественного воспитания дошкольников. Художественно-практическая подготовка направлена на исследование специфических и эстетических признаков видов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Ивановского края и областей, из которых приехали обучающиеся; технологических приемов традиционных народных ремесел; приобретение художественно-практических навыков в декоративно-прикладном творчестве региона на практических занятиях. Методическая подготовка направлена на приобретение умения использования художественно-практического опыта в профессиональной деятельности; на овладение методическим комплексом знаний, умений, навыков, форм и средств обучения детей дошкольного возраста декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, традиционно-бытовой культуре региона.