Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только из какой местности владелица, но и каков её возраст, семейное положение и социальная принадлежность. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, которую венчал косник - прочно сплетенный золотой шнурок прикрепленный к треугольному основанию, приходившемуся на начало косы у самой головы. Основание косника обычно делалось из прочного материала типа бересты и обтягивалось шелком или бархатом, вышитый и «зело» украшенный. Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой - «чёлкой». Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча - венцы, коруны, почёлки, перевязки. В зажиточных и богатых семьях девичьи головные уборы украшались дорогими камнями и металлическими пластинками. Женщины полностью прятали волосы под головным убором. Ритуал смены головного убора - с девичьего на женский («окручивание») был центральным моментом свадебных торжеств. От этого ритуала пошло выражение «окрутить девку» - то есть заставить ее выйти за себя замуж. Вместо одной косы заплетали две, которые и укладывали в круг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи - «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. Иногда повой покрывал небольшую шапочку или, наоборот, высокий кокошник и накидывался поверх него. Женские головные уборы - кичка, сорока, позатыльник, кокошник и др. Головной убор призван был выделять его обладательницу, обращать на нее внимание. Они всегда сложно украшались, были ярки, необычны, броско декоративны. Наиболее известен «кокошник». Слово это произошло то древнерусского слова «кокошь» - курица. Название этого убора появилось, по видимости, потому, что сам он напоминал гребешок. Кокошниками их называли лишь в нескольких губерниях России - Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Костромской. В других русских землях у схожих с кокошниками головных уборов и названия были другие: «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или, например, «кокуй». Головной убор на Руси являлся славянским религиозным культовым предметом, отражал комический символизм славянской религии. Самым же распространенным наименованием головного убора замужней женщины была кика или кичка. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины. Например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок». Кики делались мастерицами, как правило, подолгу. Купленные в подарок от мужей женам, они во всех домах хранились с особым тщанием. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки, на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов. Все это сооружение крылось большим куском плотной материи, которая сшивалась сзади. Иногда ткань на кику накидывалась не гладко, а в виде фестончатой сборки. Впереди на лбу кика украшалась сложносплетенным кружевом, узорным галуном, перламутровыми плашками из речных ракушек, цветными гранеными стеклышками, бусинами. Если в украшении использовалась вышивка, то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус - «поднизью» или «очельем». Пристрастие русских крестьянок и купчих к жемчугу было отмечено многими иностранными путешественниками. Причиной этого была дешевизна «бурмицких зерен» (так именовался речной жемчуг). Доступность жемчуга была не только зажиточным слоям, но и умелым девушкам из простонародья. Поскольку кика носилась не один день и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники (на Пасху, на Рождество), в ее декоре использовались такие детали, которые призваны были скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняло жемчужное очелье, которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» - привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей. Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата. А главное они хранили память о тех, кто их когда-то носил.