Нравственно-эстетическое воспитании подростков, средствами искусства создания музыкальных инструментов из природных материалов - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Нравственно-эстетическое воспитании подростков, средствами искусства создания музыкальных инструментов из природных материалов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время тема  нравственно - эстетического воспитания является особенно актуальной. Такие известные исследователи традиционной народной культуры как М.А. Некрасова,  Т.Л. Астраханцева, Т.Я. Шпикалова, И.Я. Богуславская и другие  в своих работах обращаются к проблемам этнохудожественного образования. В книге «Народное искусство России в современной культуре» М. А. Некрасова поднимает актуальные вопросы теории и практики народного искусства. Это необходимо при недостаточном уровне эстетической культуры. Засилье в средствах массовой информации продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных подростков. Роль этнохудожественного образования в нравственно-эстетическом воспитании подростков достаточно велика. Занятия народными промыслами призваны удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. На наш взгляд большую роль в этом играют забытые народные промыслы, которые необходимо возрождать. Одним из таких является искусство создания музыкальных инструментов из природных материалов. Занимаясь с подростками изготовлением таких инструментов, мы выполняем ряд важных функций. Во-первых, это возрождение, сохранение и преемственность забытого промысла. Во-вторых, это развитие нравственно-эстетических качеств подростков. Такие занятия  учат  детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное - с другой; развивают у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. В-третьих, искусство создания музыкальных инструментов научит работать с природным материалом, поведает о том, как грамотно и бережно его собрать, чтобы не нанести вред природе. Художественные образы и разнообразие форм надолго сохраняются в памяти подростка, а эмоциональное к ним отношение способствует воспитанию любви к природе, к родному краю, человечности и доброты. Традиционные музыкальные инструменты из природных материалов - комплексное воздействие зрительных и слуховых образов, которое способствует развитию эстетического восприятия. Например, традиционный белорусский инструмент из борщевика с природным названием «Шум дождя» привлекает не только своей внешней красотой, но и необычным шумящим звуком, напоминающим дождь. Игра на нём настолько завораживает слушателя, что хочется непременно узнать внутреннее устройство. Таких простейших инструментов из природных материалов достаточно много. И если раньше почти каждый мог заставить звучать травину, ветку, кусок глины, камень, бересту, бамбук и другие природные материалы, то сейчас это вызывает удивление и является большой редкостью. Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспи­тания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка. Но возрастные границы часто стираются, особенно если речь идёт о воспитании через традиционные музыкальные инструменты из природных материалов. На практике мы часто замечали, что интерес к музыкальным инструментам, у разных возрастных групп одинаково высок. Это ещё одна важная отличительная особенность данного подхода. Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про­граммах, отвечающих новым требованиям со­временной школы. Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с воспри­ятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности, мышления и т.д. Большая работа в этом направлении ведётся на факультете искусств, Шуйского государственного педагогического университета. На протяжении нескольких лет там работает этнохудожественный центр «Истоки», который включает в себя работу студий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Это студия керамики, студия по возрождению и реконструкции народного костюма, студия хорового и народного пения, студия гобелена и другие. В данных студиях занимаются как студенты, так и учащиеся школ.

Список литературы:

1. Музыкальная энциклопедия: В 6т. - М., 1974-1982.

2. Некрасова М. А. Народное искусство России в современной культуре. / автор-составитель, н.ред. М. А. Некрасова. - Москва, 2003- 256с.,16 ил.

3. Попова Т. Основы русской народной музыки. / Т. Попова. - М.,1977.

4. Рахимов Р. Музыкальные народные инструменты: Башкирский кубыз /Р. Рахимов, А. Рохлина // народное творчество 2005. - №4 - с 41.

5. Соловьев А. Музыкальные народные инструменты: Сибирский чудо-рожок. /А. Соловьев// Народное творчество - 2007. - №1 - с.18

Просмотров работы: 1