Одна из ключевых задач мировой экономики - преодоление целого комплекса проблем в области энергетики, связанных с углубляющимся конфликтом между объективными потребностями быстрой модернизации большинства современных государств и ограниченными возможностями планеты Земля удовлетворить эти потребности. В основополагающих мировых экономических программах энергетике отводится особая роль. Некоторые ученые считают, что именно энергетика - будущее мира.
Изучение влияния мирового финансового кризиса на разные сферы деятельности человека носит довольно актуальный характер. Это можно объяснить тем, что, во-первых, кризис разразился сравнительно недавно. Но, несмотря на это, исследования и дискуссии по этому поводу носят весьма популярный характер. В современной научной литературе данная тема является наиболее ярко обсуждаемой, так как до конца не проанализировано влияние мирового экономического кризиса на энергетическую сторону США.
В последнее десятилетие в мире наблюдался стабильный рост экономики, примерно 5 % в год. Однако в 2008 мировой финансовый кризис, который повлек за собой резкое экономическое падание практически всех стран, в частности США. Так влияние кризиса на промышленное производство в первую очередь ощутили развитые страны. Снижение объемов промышленного производства, в свою очередь, не могло не привести к снижению потребления энергии.
Проблемы целенаправленного энергетического развития приобретают в настоящее время все более важное значение в экономической стратегии большинства государств, особенно в США. Так как, США остаются крупнейшим в мире производителем и потребителем энергии. Сформировавшийся в стране топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен как местными ресурсами, так и импортным топливом. В структуре энергобаланса страны происходили существенные изменения. Страна пережила несколько энергетических кризисов, но, тем не менее, остается на лидирующих позициях в энергетическом секторе. Именно поэтому следует уделить внимание американскому энергетическому кризису.
Таким образом, целью работы является определение влияния мирового финансового кризиса на энергетику США.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
США характеризуют наиболее высокие в мире показатели потребления и производства энергии.
Высокое энергетическое потребление на протяжении долгого времени было одной из основ развития американской экономики. Модель такого высокого потребления энергии сформировалась в условиях изобилия природных ресурсов и постоянного дефицита трудовых ресурсов. Изначально этому способствовало наличие большого количества собственных природных ресурсов. Можно сказать, что эта ситуация сохраняется и до XXI века. По данным проведенных исследований, в начале XXI века США занимают 1-е место в мире по запасам угля, 7-е место - природного газа, 13-е место - нефти. При этом ТЭК США отличают высокие показатели. Таким образом, можно сделать вывод, что главное преимущество топливной промышленности США заключается в качественных показателях: современном уровне техники, оборудования и высоком уровне инновационных разработок.
Тем не менее, потребление энергетических ресурсов значительно превышает внутренние возможности ТЭК США и составляет 22,5% от общемирового. Согласно проведенным исследованиям, в США наблюдается систематическое сокращение добычи основных первичных энергоресурсов, вызванное объективными причинами. Например, такими как, постепенное сокращение месторождений на территории США, а также повышение экологических ограничений, стандартов производственной безопасности, социального страхования и охраны труда. Все это приводит к удорожанию добычи природных ресурсов на собственной территории и, как следствие, способствует привлечению дополнительного импортного энергетического сырья. Так в данный период, сложилась ситуация роста потребления энергетических ресурсов, которая, таким образом, обуславливала увеличение импорта энергетического сырья, прежде всего нефти и газа. Так провозглашенный президентом, Дж. Бушем курс на самообеспечение энергетическими ресурсами не оправдал себя, и США не удалось сократить импорт энергетических ресурсов. Только экономический кризис в 2008 году привел к сокращению импорта нефти и газа.
Осенью 2007 цена пробила отметку 80 долларов и продолжала расти до конца первой декады июля следующего, 2008 года, достигнув максимального уровня цена нефти марки Light Sweet $147,27 за баррель[i]. Экспортеры нефти торжествовали. Они не сомневались, что нефть будет дорожать и дальше. Это им обещали политики и эксперты. К концу года нефть должна была дойти до $200 за баррель.
Все это время в основных странах потребителях нефти и прежде всего в США продолжался рост цен на бензин, товары и услуги, который катализировал развитие кризиса неплатежей по банковским кредитам. В 2008 кризис неплатежей перерос в масштабную рецессию, в ходе которой обанкротились крупнейшие финансовые компании страны, а накопленные за предыдущие сорок лет колоссальные проблемы в экономике США, связанные с ее долговым характером, перешли в актуальное состояние, в результате чего разразился текущий глобальный экономический кризис, который привел к резкому падению спроса на нефть и к относительной стабилизации цены барреля в 2009 году в диапазоне 35-75 долларов[ii].
Последствия кризиса для энергетических компаний неоднородны. С одной стороны, из-за роста затрат основного капитала вкладывать средства стало сложнее, что является проблемой для такой отрасли, как возобновляемые источники энергии, поскольку издержки инвестирования в этом секторе выше, чем в других энергетических секторах. Рост затрат основного капитала также является проблемой для перекачивающих и трубопроводных компаний, которые нуждаются в долгосрочном финансировании инфраструктуры, и компаний промыслового обслуживания. С другой стороны, страны-поставщики энергоносителей имеют тенденцию действовать более открыто в отношении многонациональных компаний, так как им нужны партнеры, готовые вместе нести высокие расходы для осуществления энергетических проектов. Это может открыть новые возможности для сотрудничества.
В силу стратегических и экологических причин мир должен снизить свою зависимость от ископаемых видов топлива. Однако меньший объем инвестиций может замедлить развитие технологий возобновляемых источников энергии.
Прямым следствием финансового кризиса стал рост роли государства. Правительства выступают в качестве инвесторов в энергетическую инфраструктуру. Правительства также опять входят в энергетический сектор в качестве активных участников либо как государственные компании, либо как акционеры. Наконец, компании обращаются к государствам для строительства новых объектов энергетической инфраструктуры, таких как места хранения углекислого газа и трубопроводы. Так, Б. Обама, президент США выдвунул свой план[iii], который нацелен на достижение шести главных целей:
1. Сокращение выбросов углекислого газа;
2. Приоритетное субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий;
3. Поддержку новых производительных технологий получения биотоплива;
4. Обеспечение гарантий независимости экономики США от импортных топливных поставок;
5. Рост энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения;
6. Восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды; борьба с неблагоприятными изменениями климата.
Такой план Барак Обама сформулировал еще во время предвыборной гонки в период высоких цен на топливо и стабильного экономического роста. В 2008 г. США сжигали 19,8 млн барр. в сутки[iv]. Сократить потребление нужно на тот объем, который сейчас импортируется с Ближнего Востока из Венесуэлы, заявил президент.
Поставив задачу удвоения за три года доли возобновляемых энергетических источников, он предложил законодателям срочно принять дополнительный законопроект, предусматривающий ускорение фундаментальных исследований и прикладных энергетических разработок, комплексное внедрение профильных нововведений и выделение целевых федеральных субсидий на сумму $15 миллиардов в год.
Эти меры призваны стимулировать выпуск высокопроизводительных ветровых генераторов, полупроводниковых фотоэлектрических панелей, новых видов биологического топлива, оборудования для малоотходных угольных электростанций, легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной экономичности с обязательным условием производства всех комплектующих и их окончательной сборки только в пределах США с целью приоритетного создания новых рабочих мест для американских граждан.
По оценкам ведущих американских нефтегазовых компаний, не поддерживающих план Обамы, реальная энергетическая независимость страны в ближайшее время практически недостижима. Американская экономика в любом случае будет продолжать потреблять больше топлива, чем его способна поставлять истощенная внутренняя ресурсная база, а значительные бюджетные затраты на убыточные возобновляемые виды энергии не смогут окупиться в обозначенные сроки.
Нобуо Танака, исполнительный директор Международного энергетического агентства, называет план президента энергетической революцией в США.
В ближайшие 5 лет США начнут выпускать миниатюрные атомные электростанции, обеспечивающие электричеством около 20 000 домов. Миниатюрные атомные реакторы будут «монолитны» (их невозможно будет разобрать на составные компоненты), в них будет использоваться радиоактивное топливо, которое невозможно будет задействовать для изготовления ядерного оружия. В дополнении к этому они будут заключены в прочный корпус и закопаны в землю непосредственно возле энергопотребителя. Размеры мини-реактора будут составлять только несколько метров, что сделает возможным их транспортировку на грузовом автомобиле. Заправляться топливом мини-АЭС будут раз в 7-10 лет. Срок безопасной эксплуатации - 50 лет. Разработчики мини-АЭС преследуют цель снизить стоимость электроэнергии до 10 центов за 1 ватт.
Американская правительственная лаборатория, занимающаяся разработкой и производством мини АЭС, уже получила 10 заказов. В числе заказчиков в основном значатся энергетические компании. В ближайшее время, по заявлениям сотрудников этой лаборатории, в числе заказчиков появятся некоторые развивающиеся страны. Безусловно, разработка мини-АЭС преследует и политические цели. Тот, кто владеет ресурсами и энергией, тот правит миром.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что мировой финансовый кризис 2008 года - это также и политический кризис, образующий разрыв в мировом лидерстве. Основным результатом этой борьбы за власть будет структурная нестабильность. Нигде это не проявляется так, как в области энергетики. И страны, обладающие большими природными богатствами, продолжают использовать свои ресурсы для отстаивания своих интересов, расширения сферы своего влияния и создания альянсов с партнерами-единомышленниками. Таким образом, зависимость мира от поставок энергоносителей продолжает расти, поэтому энергетическая безопасность становится первоочередной стратегической задачей.
Как утверждают Хейко Боршерт и Карина Форстер в своей статье финансовый кризис может открыть новые возможности для мирового сотрудничества в области энергетики. Следовательно, нельзя говорить об однозначном влиянии кризиса на развитие энергетики США.
[i] Energy Expenditures and Average Fuel Prices by Source and Sector [Электронный ресурс] // Statistical abstract of the US. 1997. URL : http://www.census.gov/compendia/statab/cats/energy_utilities/prices_expenditures_sales.html ( дата обращения : 05.01.2011 ) .
[ii] Energy & Utilities: Production, Consumption, Trade [Электронный ресурс] // Statistical abstract of the US. 1997. URL : http://www.census.gov/compendia/statab/cats/energy_utilities/production_consumption_trade.html ( дата обращения : 05.01.2011 ) .
[iii] Annual Energy Outlook Retrospective Review: Evaluation of Projections in Past Editions (1982-2009) [ Электронный ресурс ] // EIA. 1996. URL : http://www.eia.doe.gov/oiaf/analysispaper/retrospective/index.html ( дата обращения : март 2010 ) .
[iv] Energy & Utilities: Production, Consumption, Trade