НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ В XXI ВЕКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир благодаря быстрому развитию транспорта и средств связи становится все более целостным. События, происходящие в отдельной стране, могут оказать влияние и затрагивать интересы, как ряда стран, так и всего человечества. Дальнейшее развитие человечества зависит от того, как оно сможет решить глобальные проблемы. Важнейшими, на мой взгляд, являются экологические проблемы, т.к. под угрозой находится существование человечества и животного мира в целом, в чем и заключается актуальность данного вопроса. Экологическая политика стоит на повестке дня у всех стран мира, но в некоторых странах, таких как Германия, Дания, Нидерланды ей уделяется первостепенное значение.

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных направлений экологической политики на примере ФРГ.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- проанализировать основные достижения Германии в этой области;

- рассмотреть общеевропейские принципы экологической политики и их взаимосвязь с германскими принципами;

- охарактеризовать основные направления экологической политики ФРГ. 

На протяжении последних десятилетий Германия является одним из флагманов Евросоюза в области возобновляемой энергетики, а также лидером на мировых рынках «зеленых» технологий. Именно на стыке интересов экологии и экономики ФРГ строит свою «зеленую» политику. Германия заметно продвинулась в этом направлении. Планку - минус 21% - по снижению выбросов углекислого газа, оговоренную Киотским протоколом, ФРГ вместо 2012 года достигла уже в 2008. Цель - удвоить до 2010 года долю возобновляемых источников энергии в области электрификации до уровня 12,5% - была перевыполнена уже в 2007 году. Сегодня Германия входит в первую десятку стран ЕС, использующих возобновляемые источники энергии.

Роль экологической политики, в целом, значительно возросла, что находит свое отражение и в бюджете страны. Между 2005 и 2009 годами бюджетные средства, выделяемые Федеральному министерству окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов, выросли почти вдвое.

Принципы, которым следует ФРГ, в своей экологической политики, являются общими для всех государств-членов ЕС и их можно свести к следующим основополагающим положениям:

  • сходство многих экологических проблем в европейских государствах;
  • обязательность выполнения совместно принятых решений;
  • стремление к унификации мероприятий по борьбе с загрязнениями;
  • согласованные и единые позиции на международных переговорах.

Согласно Амстердамскому договору существуют следующие принципы экологической деятельности ЕС:

  • Принцип упреждающего действия;
  • Принцип предосторожности;
  • Принцип ликвидации последствий и возмещение ущерба окружающей среде;
  • «Загрязнитель» платит.

В законодательстве Германии некоторые из принципов были закреплены еще в 70-е годы, но на сегодняшний день эти принципы прописаны в главе первой «Общие положения» Федерального закона «Защита окружающей среды» (Bundesnaturschutzgesetz) принятого 29 июля 2009 года[i].

            Реализация экологического законодательства в основном - предмет ведения земель, но большая часть законотворческой деятельности входит в компетенцию федеральных органов. Именно они обладают полной законодательной компетенцией по вопросам загрязнения воздуха, шума, управления в области обращения с отходами и атомной энергией. В то же время федеральные органы обладают лишь ограниченными полномочиями в вопросах охраны водных ресурсов и в вопросах "защиты природы и ландшафтов", т.е. защиты ландшафтов, их экологических функций и их обитателей. Это означает, что на этих территориях федеральные органы могут устанавливать правовые ограничения, но при этом земельным властям также предоставляется возможность для законотворчества. Для координации действий земель в области экологической политики было создано Федеральное Министерство Окружающей среды. Кроме того благодаря высокому экологическому самосознанию в Германии созданы многочисленные организации борющиеся за экологию, например союз BUND.

Экологическая политика это комплекс проблем и Германия на основе общих для ЕС принципах выстраивает свою политику по следующим основным направлениям: аграрная полтика (защита почв и ландшафтов), лесная политика, водная политика, сохранение биологического разнообразия, развития экологически безвредной транспортной системы и безопасное развитие возобновляемых источников энергии.

Одним из важнейших направлений стала аграрная политика (защита почв и ландшафтов). Федеральный закон о защите почв и ландшафтов 1999 года стал качественной основой защиты экологической среды.  Цель этого закона заключается в эффективном использовании, сохранении и восстановлении почв. Таким образом, закон определяет, с одной стороны, реабилитацию загрязненных участков и вредные изменения почвы. Во-вторых, предметом закона является превентивная защита почвы от загрязнения[ii].

Защита почв является важным направлением т.к. тесно связана с другими областями окружающей среды. Таким образом, на законодательство в сфере защиты почв влияют такие законы как: закон об удобрениях, регулирование сточных вод, водного режима, химического состава воды, закон о контроле над загрязнением, переработкой и утилизацией отходов, федеральные законы об охране природы, лесов и водных ресурсов.

Следующим направлением, которое тесно связано с защитой почв, является  Лесная политика.  В основе национальной лесной политики Германии лежат следующие принципы: национальный суверенитет и полная ответственность за использование ресурсов; согласование с правовыми условиями страны; принятие во внимание международных соглашений и конвенций; партнерство всех заинтересованных групп; общегосударственное и межотраслевое основание сохранения и развития лесов; долгосрочный и повторяющийся процесс планирования, развития и контроля.

Федеральный Лесной закон был разработан еще в 1991 году, но в 2008 он подвергся изменениям. Данный закон регулирует в содействии с региональными лесными законами обязанности для всех владельцев леса на вырубаемых и малолесных территориях в определенные сроки осуществлять посадки леса до тех пор, пока не будет осуществлено естественное лесовозобновление в полной мере[iii].

Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих другие сферы деятельности в лесном хозяйстве и лесной промышленности: Закон о лесных посевах; Закон о лесных повреждениях и балансе; Закон, регулирующий сбыт древесины; Закон, регулирующий охоту в федеральных землях и др. Наряду с существующими законами действует множество инструкций и предписаний. Для выполнения государственных функций создаются государственные структуры для управления лесами. На уровне республики все функции управления лесами осуществляет Федеральное министерство лесного хозяйства Германии. Все другие хозяйственные функции выполняются владельцами леса, в том числе государством как собственником лесов[iv].

Еще одним приоритетным направлением экологической политики является Водная политика. Закон о воде является старейшим в экологическом праве. Бавария была инициатором и разработчиком первых трёх законов ещё в 1852 году: законов о водопользовании, ирригации и дренажа предприятий, а также береговой защиты и защиты от наводнений. Вскоре после основания Германской империи в 1871 году, были попытки объединить законы в единое целое. Но это было сделано только в 1960 году, когда вступил в силу  федеральный закон об охране водных ресурсов[v], который подвергся изменениям в 2009 году.

В Германии охрана водоемов является примером успешной реализации экологической политики. Экономическое развитие, начавшееся после второй мировой войны, привело быстро к превышению предельных границ загрязнения водоемов. Карл-Ульрих Рудольф, профессор, доктор инженерных и доктор экономических наук в своей работе «Водный сектор Германии. Методы и опыт» приводит пример реализации экологической политики Германии. Рур: если, с одной стороны, от него идет название огромной промышленно развитой области, то, с другой стороны, это первый бассейн реки в Германии, включенный в хозяйственную деятельность. Примером успешного международного сотрудничества является Рейн, который из клоаки Европы стал рекой, в которую вернулся лосось. Особыми задачами в развитии водного хозяйства были санирование и создание современной системы водоснабжения и водоотведения в новых федеральных землях после воссоединения. Все эти успехи не должны, однако, вводить в заблуждение по поводу того, что водохозяйственные проблемы в Германии уже решены. Огромное значение имеет необходимость переориентации сельского хозяйства на экологически безопасные способы ведения хозяйства. Они позволят и дальше снижать загрязнение водоемов.

Организация и развитие водоснабжения и водоотведения относятся к традиционным обязательным задачам органов местного самоуправления, в рамках земельных законов о воде. Для покрытия возникающих при этом издержек органы местного самоуправления получают от потребителей отчисления (взносы и плату). Будучи собственниками небольших водоемов, они призваны заботиться об их содержании. Для этого и существуют многочисленные законы и постановления. Законы о воде - это дело федеральных земель, причем рамки законодательства определяются федеральной структурой, и распределение задач идет на федеральном уровне. При этом подлежат выполнению и требования Европейского Союза. По мнению Карла-Ульриха Рудольфа, сегодня Германия является в Европе и во всем мире одной из самых развитых стран в области водной техники и управления водным хозяйством. Это касается не только тщательной охраны водоемов, например, благодаря хорошо оборудованным очистным сооружениям с высоким уровнем подключения потребителей к канализационной сети, но и экономного потребления питьевой воды[vi].

Еще одним направлением является сохранение биологического разнообразия. Почти через 20 лет после Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, задачи по сохранению и восстановлению биоразнообразия ещё не выполнены. Как и прежде, сокращается разнообразие диких видов, мест обитания и генетического разнообразия, которое имеет важное значение для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.  Пояснение: Каждый год площадь лесов уменьшается на 13 миллионов гектаров, что эквивалентно территории с размером Греции. Коралловые рифы Карибского бассейна были уничтожены до 80 %, 35% мангровых лесов были уничтожены в течение последних 20 лет. А в Германии  72% всех мест обитания находятся под угрозой исчезновения[vii].

В центре политики федерального правительства по защите природы  стоит сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, которое включает в себя жизненное пространство, виды и генетическое многообразие внутри этих видов.  Для этого в Германии создаются заповедные зоны или национальные парки, которые служат делу сохранения природного многообразия редких видов растений и животных и имеют большое значение для биологического разнообразия. В Германии насчитывается 14 национальных парков[viii].

Создаются так называемые красные листы (Rote Liste), куда на сегодняшний день внесены более 110 видов редких птиц и животных (42%) находящихся под угрозой исчезновения. Вопрос биологического разнообразия тесно связан с изменением климата и охраной природы в целом.  Как на федеральном, так и на общеевропейском уровне разрабатываются многочисленные программы[ix].

Следующее направление является не приоритетным, но занимает определенное место в экологической политике: Муниципальная Транспортная политика УНГ. Транспортная политика Германии определяется целым комплексом общегосударственных документов: концепцией, стратегическими (до 10 лет), тактическими (5 лет) и оперативными (до 1 года) планами, которые включают национальные планы развития, как отдельных отраслей транспорта, так и транспортной инфраструктуры. Основным планом реализации транспортной политики является "План развития инфраструктуры транспорта объединенной Германии до 2010 года".

Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Германии являются:

  • разработка общих концептуальных подходов к личному транспорту, не вредящему окружающей среде;
  • обеспечение на законодательном уровне защиты от транспортного шума;
  • повышение безопасности транспорта за счет предоставления в городах и в поселках больше территории для пешеходов и велосипедистов, а также снижения допустимой скорости в закрытой местности;

Самым развивающимся и перспективным направлением на современном этапе является развитие экологически безопасной  энергетики. Поддержка развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) была начата еще в начале 90-х годов. В 1991 году вступил в силу закон «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии», который в 2000 году был заменен законом «О приоритете возобновляемых источников энергии». Фундаментом обоих законодательных актов является принцип обязательной оплаты электричества, произведенного на основе возобновляемых источников энергии.

По словам посла Германии в РФ Вальтер Юрген Шмида: «Именно. Вступление в силу обоих законов привело к тому, что использование возобновляемых источников энергии в Германии стремительно возросло»[x]. Их доля в общем использовании электроэнергии выросла с 3% в 1991 году до 6% в 2000 году и до 15% в 2008 году. При этом фотовольтаические, гидроэнергетические, геотермальные и ветровые установки, а также установки по переработке биомассы в 2008 году сэкономили около 53 млн. тонн выбросов углекислого газа. Все ВИЭ получают господдержку, благодаря законодателям.

Федеральное правительство поставило перед собой цель: к 2020 году производить минимум 30% электричества из возобновляемых источников энергии. А дальше - последовательно повышать их долю[xi].

В Германии также используется целый ряд дополнительных стимулов для использования «зеленой» энергии. В их числе целевые программы экономического содействия вводу на рынок исследований и разработок в области альтернативной энергетики, а также многочисленные акции федеральных земель и муниципалитетов. Так, например, в Баварии существует специальная программа стоимостью 150 млн. евро для энергетического санирования государственных зданий. Кроме того, Бавария усиленно поддерживает информационные и консультационные предложения, а также концепции экономии энергии муниципалитетов и предприятий. Например, города и муниципальные образования должны переоборудовать системы уличного освещения и светофоры на основе энергосберегающих технологий[xii].

Политика переработки отходов (Leitgesetz). Объединение Германии потребовало решения многих проблем, в том числе и по переработке вторичного сырья. К этому моменту ежегодно на территории страны образовывалось до 17 млн. тонн отходов, две трети которых составляла всевозможная упаковка. Сложившуюся ситуацию, по словам Вереде, характеризовали как «мусорный инфаркт»[xiii]. 

В 1990 году была введена дуальная система (DSD - Dual System Deuchland), которая является частной компанией. Дуальная система означает, что весь мусор делится на две группы: первая - мусор, который можно сортировать по виду материалов, из которых он сделан и для его сбора устанавливаются специальные баки. Вторую группу составляет мусор, не подлежащий сортировке (например, "тетрапаки" и другие материалы многокомпонентного состава). Предприятия, которые производят упаковки, должны приобрести лицензию для размещения знака "Зеленая точка" (две замкнутые в кольцо стрелки и надпись "Der grune punkt") на упаковке. Кроме этого, предприятия платят DSD деньги для переработки упаковок (например, за каждую пластиковую баночку из-под йогурта - 2 пфеннига).

Сейчас разрешается, чтобы на свалки попадали только те отходы, которые содержат сухого вещества не больше 5 %. Это создает условия для предпочтения сжигания. В федеральном министерстве окружающей среды произошла смена в прошлом году, и есть надежда, что будут разработаны новые критерии, учитывающие и сжигание, и захоронение. Сейчас в Германии довольно много мусоросжигателей. И лет 5 назад было запланировано строительство 40 новых. К счастью, часть из них не была построена, когда городским властям удавалось препятствовать таким планам. Сейчас установлены жесткие нормы на выброс загрязняющих веществ, в том числе фуранов и диоксинов, так что многим мусоросжигателям пришлось усовершенствовать свои установки, чтобы соответствовать разрешенным нормам[xiv].

Для повышения экологического самосознания населения Германия способствует развитию политики в области туризма, спорта и здравоохранения. Достопримечательности разнообразные природные и культурные ландшафты, разнообразные развлекательные мероприятия, экотуризм способствует психическому и физическому благополучию и помогает справиться со стрессом. Федеральное министерство по защите окружающей среды имеет ряд проектов экологически чистого использование природы и ландшафтов для отдыха, туризма и здравоохранения[xv].

            Несмотря на то, что ФРГ была одной из самых из самых загрязненных стран мира в 60 - 70х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а кислотные дожди сделали больными около 40% лесов страны. В ГДР положение было еще сложнее - больше 70% энергии здесь производилось из бурого угля - самого грязного вида топлива. На сегодняшний день ситуация изменилась к лучшему благодаря тщательно разработанной законодательной базе. Под давлением «зеленых» были приняты очень серьезные меры для экологического оздоровления страны. На охрану окружающей среды тратятся огромные средства - 40 млрд. марок в год. По доле в ВСП это равно 1,75%, гораздо больше, чем в США (1,3%) или в «образцовой» Японии (немногим более 1%).

Затраты принесли свои плоды: очистился Рейн - в нем можно ловить рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым важным показателям Германия стала лидером, а по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов.

В 2000 году правительство Германии под давлением партии «зеленых» приняло решение постепенно отказаться от использования энергии атома. В результате два (самых старых и маломощных) уже прекратили свою работу, а до 2020 года намечается остановить и все остальные.

Иностранцу могут показаться чрезмерными экологические «строгости» повседневной жизни немцев - так, стеклотару они строго сбрасывают в несколько контейнеров: зеленые бутылки - в один особый, светлые в другой и т.д., и к этому уже привыкли все.

Германия ставит перед собой задачу не останавливаться на достигнутом, а улучшить дело в ближайшие годы.


[i] Gesetz über Naturschutz und Landschaftspflege 2009 (Bundesnaturschutzgesetz - BNatSchG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа : http://www.bundesrecht.juris.de/bnatschg_2009/BJNR254210009.html.

[ii] Gesetz zum Schutz vor schädlichen Bodenveränderungen und zur Sanierung von Altlasten (Bundes-Bodenschutzgesetz - BBodSchG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа :  http://bundesrecht.juris.de/bbodschg/

[iii]  Bundesgesetz über den Wald (Waldgesetz, WaG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа :  http://www.admin.ch/ch/d/sr/9/921.0.de.pdf

[iv] Моисеева Е.Е. Государственное управление лесным хозяйством германии [Электронный ресурс] / Е.Е. Моисеева. - 2006. - Режим доступа : http://science-bsea.bgita.ru/2006/les_2006/moiseeva_gosud.htm

[v] Gesetz zur Ordnung des Wasserhaushalts (Wasserhaushaltsgesetz - WHG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2009. - Режим доступа : http://bundesrecht.juris.de/whg_2009/

[vi]  Рудольф К.У. Водный сектор в Германи.Методы и опыт [Электронный ресурс] / К.У. Рудольф. - 2001. - Режим доступа : http://www.umweltdaten.de/publikationen/fpdf-l/2754.pdf

[vii]  Вставить ссылку на статистику

[viii] Haan. Biologische Vielfalt - Gefährdungen und Schutz [Электронный ресурс] / Gerhard de Haan. - 2009. - Режим доступа : http://www.institutfutur.de/transfer-21/daten/materialien/tamaki/t5_biodiversity.pdf

[ix] Bericht der Bundesregierung zur Lage der Natur 2008 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bmu.de/40622.

[x] [x]  Интервью с послом Германии в РФ Вальтер Юрген Шмидом [Электронный ресурс] / А. Давыдова; Журнал Экология и право / офиц. сайт.  - 2010. - Режим доступа : http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/zelenye-prioritety-germanii?. - 7.11.2010.

[xi] Еременко А. Энергетическая политика Германии: ставка на эффективность и увеличение использования возобновляемых источников энергии [Электронный ресурс] / А. Еременко; Зеркало недели №16. - апрель 2007. - Режим доступа: http://www.zn.ua/2000/2229/56550/#comments

[xii] Интервью с послом Германии в РФ Вальтер Юрген Шмидом [Электронный ресурс] / А. Давыдова; Журнал Экология и право / офиц. сайт.  - 2010. - Режим доступа : http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/zelenye-prioritety-germanii?.

[xiii] Вреде И. Зачем немцы сортируют мусор? [Электронный ресурс] / Инза Вреде. - 19.05.2003. - Режим доступа : http://www.new-garbage.com/?id=3102&page=14&part=11

[xiv] Рихванова М. Управление отходами в Германии [Электронный ресурс]  / Марина Рихванова. - 2007. - Режим доступа : http://www.solidwaste.ru/publ/view/101.html

[xv] Bericht der Bundesregierung zur Lage der Natur 2008 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bmu.de/40622.

Просмотров работы: 584