РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА СНВ-3 В США - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА СНВ-3 В США

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема обеспечения безопасности в мире стоит очень остро. Это связанно в первую очередь с тем, что ряд государств обладает запасами ядерного оружия. Поэтому особое значение для системы безопасности в мире играет диалог между Россией и США - обладателями крупнейших ядерных арсеналов. Этот вопрос весьма актуален в связи с неудачей, постигшей предыдущий договор - СНВ-2. Именно поэтому ратификация нового договора СНВ-3 Соединенными Штатами стала существенным шагом вперед по пути к дальнейшему уменьшению ядерной угрозы в мире, что является ключевым моментом в обеспечении мировой безопасности в XXI веке.

Целью исследования является рассмотрение проблемы ратификации договора СНВ-3 американской стороной. К ключевым задачам можно отнести следующие:

Во-первых, выявить ключевые вопросы, по которым в ходе обсуждений в Конгрессе США наблюдались расхождения.

Во-вторых, определить значение предварительной работы президента Б. Обамы и госсекретаря США Х. Клинтон в поддержку ратификации договора.

В-третьих, рассмотреть вопросы, в которых президент был вынужден пойти на компромисс с представителями Республиканской партии.

Источниковой базой исследования послужили выступления сенаторов Конгресса США, заявление президента США Б. Обамы и госсекретаря США Хиллари Клинтон в поддержку договора, новостные обзоры, посвященные данной проблеме и, непосредственно, сам текст Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Идея подписания договора СНВ-3 исходила лично от президента Б. Обамы, который подобным шагом продемонстрировал желание нормализовать отношения с Россией и возобновить конструктивный диалог по принципиально важному для обеих сторон вопросу. Поэтому его ратификации предшествовал достаточно продолжительный период «подготовки почвы». Осознавая, что ратификация напрямую будет зависеть от подготовленности конгрессменов к подобному шагу, Барак Обама провел огромную работу, направленную на выработку у политической элиты одобрительного отношения к договору.

В частности, выступая перед Конгрессом, президент США неоднократно обращал внимание именно на те, ключевые для США, моменты нового договора, которые будут выгодны, прежде всего американцам. В частности, Б. Обама отметил, что ратификация договора позволит США и России осуществлять двухсторонние проверки, что позволит Соединенным Штатам  быть в курсе состояния ядерного арсенала в России. Однако в том случае, если договор не будет ратифицирован, - не будет ни инспекций, ни каких-либо сведений о состоянии ядерного арсенала России, ни сотрудничества между двумя крупнейшими ядерными державами[1].

Огромная работа в этом направлении была проведена госсекретарем США Хилари Клинтон, которая в своих интервью неоднократно подчеркивала, что новое соглашение не ограничивает ни противоракетную оборону США, ни модернизацию ядерного арсенала. Непосредственно после подписания договора госсекретарь США заявляла о намерении активно продолжать работу с сенаторами из обоих политических лагерей, причем не только в Комитете по международным отношениям, но и более широком масштабе[2]. В итоге к моменту ратификации Хиллари Клинтон удалось заручиться поддержкой Договора всей военной верхушкой США, разведсообществом, шестью госсекретарями, пятью бывшими министрами обороны, тремя бывшими советниками президента по национальной безопасности и семью бывшими главами стратегического командования. 

Еще одним немаловажным шагом, заранее просчитанным Б. Обамой, стал выбор времени для созыва сессии Конгресса. Сенаторы собрались на закрытую сессию в преддверии католического Рождества, что была неслучайным. Б. Обама осознавал необходимость как можно скорейшей  ратификации договора СНВ-3, ведь промедления в этом вопросе могли обернуться печально. Как известно, на ноябрьских выборах в Конгресс республиканцы одержали победу. Соответственно, в новом составе законодательного органа, который приступит к работе в 2011  году, противники президента из числа республиканцев имеют значительно большее представительство, чем сегодня. Поэтому стал очевидным тот факт, что в случае, если положительное решение в вопросе ратификации не будет принято в ближайшее время, шансы на его ратификацию в ближайшие годы будут очень малы.

В этих условиях рассмотрение договора СНВ-3 стало одним из многочисленных вопросов, за которые взялся Сенат. Вокруг договора в Конгрессе развернулась нешуточная борьба. В ходе продолжительных дебатов, которые продолжались с 17 по 22 декабря 2010 г. в рамках работы 111 сессии Конгресса, сенаторы от Республиконской партии пытались оттянуть процесс ратификации путем внесения поправок в сам текст договора, резолюцию, преамбулу.

Материалом для аргументации стали выступления сенаторов Республиканской партии Дж. Баррассо, Джона Кайла, Роджера Уикера, Джона Энсайна, Ричарда Берра, Джона Инсайна, что связано с тем, что именно эти личности стали самыми активными противниками ратификации договора и наиболее авторитетными представителями Республиканской партии.

            Ключевым аргументом республиканцев в пользу нератификации договора в ходе предрождественской сессии стала идея, высказанная Дж. Баррассо. Сделанный в начале выступления акцент на важность договора и его возможное влияние на национальную безопасность США вылился в довольно резкое заявление о том, что решение подобного рода вопроса не может быть принято в ходе сессии «хромой утки».  Обратив особое внимание на объем документации, которую необходимо рассмотреть прежде, чем принимать решение о ратификации, сенатор заявил, что последний требует достаточного времени для изучения и обсуждения проблем, обозначенных в договоре, а также для того, чтобы принять решение в отношении каждой из предложенных поправок[3].

Сенаторы - авторы 12 поправок высказывали мнение о том, что их внесение направлено на защиту национальных интересов США, подрываемых некоторыми пунктами договора. Особенно важной для представителей от Республикансой партии стала тема противоракетной обороны.  Этим объясняется стремление республиканцев изменить преамбулу нового договора по СНВ.
            Причина недовольства республиканцев текстом преамбулы связана с тем, что по настоянию России, которой были учтены ошибки прошлого,  в ней указано на взаимосвязь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями. Поправка Республиканцев заключалась в том, чтобы убрать эту принципиально важную для России деталь.
 Помимо этого, преамбула, согласно мнению  сенатора от Вайоминга Джон Баррассо, дает России возможность выйти из договора при малейшем признаке каких-либо изменений в американской оборонной стратегии.[4] Однако в администрации Обамы преамбулу считают простой констатацией факта. «Это никак не ограничивает наши программы ПРО»[5], - заявила госсекретарь Хиллари Клинтон. 

Неудивительно, что республиканцы так озабочены вопросом, связанным с противоракетной обороной США, ведь Соединенные Штаты имеют далеко идущие планы по размещению элементов системы ПРО на территории Европы. В частности, в Вашингтоне заявляют, что размещение элементов ПРО в Чехии и Польше есть обеспечение безопасности Европы и США, в частности, от исходящей угрозы от КНДР и Ирана, которые уже проводят испытания баллистических ракет. В Москве, со своей стороны, видят в планах американских военных угрозу национальной безопасности России.

Замечание Джона Баррассо касается того, что преамбула дает возможность легкого    выхода из договора России,  то данное замечание не видится объективным, ведь договор в равной мере распространяется и на Россию, и на США, а, следовательно, говорить о том, что данная формулировка накладывает какие либо ограничения только на США, не представляется уместным.
            Также не устраивает Джона Баррассо статья V, в которой сказано, что «с учетом положений договора могут производиться модернизация и замена стратегических наступательных вооружений»[6]. Здесь, вероятно, у сенатора возникло опасение, что Россия воспользуется этим пунктом для усовершенствования своих вооружений, однако тот факт, что США и РФ в данном вопросе имеют равные права и США в той же мере, что и Россия, могут производить модернизацию и замену СНВ, США воспринимают как факт, который не подлежит обсуждению.

Во-вторых, сенатор Джона Баррассо не устраивает следующая формулировка: «Когда, по мнению одной стороны договора (США или РФ), появляется новый вид стратегического наступательного вооружения, эта сторона имеет право поднять вопрос о нем для рассмотрения в Двусторонней консультативной комиссии»[7].  Тем самым сенатор высказывает опасение в том, что появление в США новых видов вооружений будет для России поводом для поднятия данного вопроса на обсуждение в Двухсторонней консультативной комиссии. Подобные опасения неудивительны. На днях, например, генеральный конструктор Московского института теплотехники академик РАН Юрий Соломонов заявил, что американцы недавно создали новую ракету «Гера» и тем самым фактически нарушили договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности[8]. Поэтому, можно сказать, что такой повод у России уже есть, однако, договор еще не ратифицирован и, вероятно, еще не скоро вступит в силу, следовательно, говорить о вышеупомянутом факте пока рано. 

Сенатор из Аризоны Дж. Кайл предложил поправку об ужесточении режима взаимных инспекций ядерной инфраструктуры, считая установленный договором СНВ-3 механизм проверки слабым. Д. Кайл полагает, что Москва может увеличить число носителей ядерного оружия, что не будет сочтено нарушением договора, а Вашингтон, напротив, обязан их сокращать. Однако, складывается такое впечатление, что говоря о «взаимных» проверках, Д. Кайл все же имеет в виду не равноправие в осуществлении проверок, а, скорее, их интенсификацию и ужесточение в отношении России. Сенатору не представляется возможным модернизация ядерного арсенала России и всякого рода его изменения без контроля со стороны США.

Не забыл Д. Кайл указать и отсутствие в договоре упоминания о тактическом ядерном оружии, в котором Россия имеет преимущество перед США. Д. Кайл полагает, что русские получают все от подписания этого договора, в то время как США явно проигрывают.

 Помимо этого сенатор Джон Кайл также предложил потребовать подтверждения, что президент обсудил юридически связывающее соглашение с Россией о том, что РФ, пока действует договор по СНВ, не будет развертывать существенное количество ядерных пусковых установок морского базирования.

И, наконец, Дж. Кайл выразил опасения республиканцев за судьбу ядерного комплекса США. В связи с этим сенатор потребовал подтверждения того, что президент намерен модернизировать ядерную триаду, в том числе носители стратегических ядерных боеголовок. Требование сенатора было связано с  увеличением ассигнования на американский комплекс ядерных вооружений. Дж. Кайл вообще считает, договор СНВ-3 нецелесообразным, что исходит из убеждения в том, что идея Обамы о безъядерном мире нереальна.

Поправка, предложенная сенатором от штата Миссисипи Роджером Уикером касалась двусторонней комиссии по переговорам в области разоружения. Уикер предложил отметить, что решения комиссии по вопросам, связанным с прописанными в договоре правами и обязанностями США, должны в обязательном порядке передаваться в сенат для одобрения.

Встречались и более резкие высказывания в отношении договора: «Это наивный оптимизм - считать, что мир с меньшим количеством ядерного оружия - это то же самое, что более безопасный мир», - заявил сенатор от Невады Джон Энсайн. А сенатор от Северной Каролины Ричард Берр считает, что вообще нет никакой необходимости срочно ратифицировать договор - ни сегодня, ни завтра, ни в следующем году. Поправка, предложенная Джоном Инсайном (штат Невада), требовала включения в текст резолюции ясного определения железнодорожных мобильных пусковых комплексов, которыми обладает РФ. Поправка Джима Риша (Айдахо), связанная с вопросами «возвращения похищенного во время вторжения РФ в Грузию в 2008 году военного снаряжения», была отложена для дальнейшего обсуждения.

Все выше обозначенные поправки были рассмотрены Конгрессом, но почти все из них были отклонены большинством голосов сенаторов. Однако в ряде вопросов Б. Обама был вынужден пойти на уступки. В частности, заявление Д. Кайла, обеспокоенного за дальнейшую судьбу ядерного комплекса США, было принято во внимание президентом США. Подобный шаг на встречу со стороны Б. Обамы можно объяснить тем, что Дж. Кайл пользуется особым авторитетом в Республиканской партии, поэтому, пойдя на компромисс с Кайлом,  Обама тем самым склонил некоторых республиканцев, озабоченных тем же вопросом, на свою сторону. Б. Обама подчеркнул, что приложит максимум усилий для того, чтобы гарантировать, что имеющийся арсенал и ядерная инфраструктура модернизированы. В частности, говоря об обеспокоенности республиканцев этим вопросом, президент США заявил, что выделяет 80 миллиардов долларов на модернизацию ядерного арсенала США на ближайшие 10 лет, а также, основываясь на рекомендациях сенатора Дж. Кайла, выделяет дополнительные 4.1 миллиарда на ближайшие 5 лет[9].

Таким образом, в ходе последнего голосования, состоявшегося 22 декабря, «за» проголосовал 71 законодатель, в том числе 11 республиканцев, «против» - 26. «За» высказались все 56 демократов, два независимых сенатора, а также 13 республиканцев: Ламар Александер (Теннесси), Роберт Беннетт (Юта), Скотт Браун (Массачусетс), Тад Кохран (Миссисипи), Сьюзан Коллинз (Мэн), Роберт Коркер (Теннесси), Джад Грегг (Нью-Хэмпшир), Джонни Айзаксон (Джорджия), Майк Йоханнс (Небраска), Ричард Лугар (Индиана), Лиза Меркауски (Аляска), Олимпия Сноу (Мэн) и Джордж Войнович (Огайо). Все голосовавшие «против» были республиканцами.

Подобные соотношения голосов позволяют сделать вывод о правильно спланированной и  проведенной работе Б. Обамы и Х. Клинтон, которая привела к тому, что в поддержку договора СНВ-3, помимо поддерживающих президента демократов, выступили и некоторые представители оппозиционной республиканской партии. В частности, в поддержку президента выступил сенатор Александр Ламар. В своем выступлении он заявил, что согласно договору, у США будет достаточный запас боеголовок для того, чтобы отразить любую атаку извне. Более того, сенатор отметил, что  договор предусматривает проведение инспекций для осмотра российских боеголовок, чего нельзя не учитывать. Ко всему прочему, добавил Ламар, президент выделил 85 миллиардов долларов на модернизацию вооружений США в ближайшие 10 лет[10].

Таким образом, главная задача, которую ставил перед собой Б. Обама в 2010 году, была решена. Договор СНВ-3 ратифицирован. Однако теперь уже отредактированный американским Конгрессом вариант договора будет рассмотрен Российской Госдумой. Предвидя поправки, которые могли быть внесены в договор, министр иностранный дел Сергей Лавров заявлял, что вопрос о ПРО является для России принципиально важным. Именно поэтому он нашел свое отражение в преамбуле к договору СНВ-3. Без этих замечаний договор просто лишится для России смысла.



[1] The New START Treaty: «A National Security Imperative».  Whitehouse.gov. [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://www.whitehouse.gov/blog/2010/11/18/new-start-treaty-a-national-security-imperative  ( дата обращения 4. 01. 2011 )

[2] Хиллари Клинтон и Джон Керри о Договоре СНВ-3. 30 сентября 2010 г. [ Электронный ресурс ] - Режим доступа : http://www.voanews.com/russian/news/US-Russia-2010-09-30-104098013.html ( дата обращения 10. 01. 2011 )

[3] John Barrasso, United States Senator, Wyoming  [ Электронный ресурс ] - Режим доступа :  http://barrasso.senate.gov/public/index.cfm?FuseAction=PressOffice.Speeches&ContentRecord_id=f09da5c0-bd28-abf1-6581-c370be5e25b6&Region_id=&Issue_id=  ( 4. 01. 2011 )

[4] Ibid.

[5] Сенат США отказался менять преамбулу договора о СНВ. Newsland. [ Электронный ресурс ]

Режим доступа :  http://www.newsland.ru/news/detail/id/602544/cat/94/  ( 4. 01. 2011 )

[6] Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Cтатья V, п. 2.  Президент России. [ Электронный ресурс ] - Режим доступа :  http://news.kremlin.ru/ref_notes/512  ( дата обращения 4. 01. 2011 )

[7] Там же.

[8]Обама уговорил республиканцев поддержать СНВ-3. Km.ru [ Электронный ресурс ] - Режим доступа :  http://news.km.ru/obama-ugovoril-respublikantsev-podderzhat-snv-3 ( дата обращения 10. 01. 2010 )

[9] The New START Treaty: «A National Security Imperative».  Whitehouse.gov [ Электронный ресурс ] - Режим доступа :

http://www.whitehouse.gov/blog/2010/11/18/new-start-treaty-a-national-security-imperative  ( дата обращения 4. 01. 2011 )

[10]Lamar Alexander. Senator of the United States. Tennesee [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://alexander.senate.gov/public/ ( дата обращения 4. 01. 2011 )

Просмотров работы: 31