Сегодня, когда происходят радикальные изменения социально-экономической жизни общества, нас не может не волновать вопрос о том, как женщины будут встраиваться в новую экономическую структуру, какое место они займут в системе рыночных отношений. Эта проблема обладает высокой степенью актуальности и в Канаде. Женщины играют существенную роль в экономике этой страны. Основная масса трудоспособных жительниц Канады стремится к профессиональному росту и продвижению по службе, внося огромный вклад в развитие и процветание страны. В Канаде наблюдается тенденция повышения уровня представленности женщин в числе собственников и руководителей предприятий.
Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение проблемы женского предпринимательства на современном этапе развития.
Для достижения выше обозначенной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. охарактеризовать особенности женского бизнеса в Канаде;
2. рассмотреть особенности государственной политики Канады в области решения проблемы женского предпринимательства;
3. выявить основные препятствия, с которыми сталкиваются женщины на пути развития собственного бизнеса;
4. дать общие рекомендации по решению проблемы.
Характерной чертой современного экономического развития Канады стали стремительные темпы вовлечения канадок в предпринимательскую деятельность. Характеризуя ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в Канаде, Хелена Гёрджис (министр по делам женщин Канады) в докладе, представленном на 54-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по положению женщин (Пекин+15), проходившей 2 марта 2010 года в Нью-Йорке, отмечает, что сегодня женщины вдвое чаще начинают собственное дело, чем мужчины. Женщины составляют около одной трети всех собственников малого и среднего бизнеса страны. Средний доход женщин возрос к началу 2010 года на 17 %, по сравнению с 2002 годом. При этом фирмы, возглавляемые женщинами, создали в несколько раз больше рабочих мест, чем те же компании, во главе которых находятся представители сильного пола.
Женское предпринимательство интенсивно осваивает новые сферы деятельности: начавшись с предоставления услуг и оптовой торговли, оно охватывает сегодня сельскохозяйственный сектор, строительство, промышленность, торговлю недвижимостью, страхование, банковское дело, транспорт и средства связи. Примечательно, что средний возраст женщин, владеющих бизнесом, меньше, чем мужчин. Так, примерно половина руководительниц предприятий не достигла сорока пяти лет, в то время как две трети мужчин перешагнули этот рубеж. Компании, возглавляемые женщинами, демонстрируют высокую конкурентоспособность, стойкую выживаемость и надежность, способность своевременно оплачивать налоги и счета.
Экономическое положение женского населения Канады в значительной степени изменилось к лучшему благодаря государственной поддержке, выраженной в проводимом правительственном курсе. Политика нацелена на создание стимулирующих условий для развития женского предпринимательства, поскольку большинство женщин занято в мелком бизнесе. В Канаде действуют специальные программы по поддержке малого бизнеса, направленные на создание условий для его развития. Они включают благоприятное налогообложение и льготную кредитную политику для женского бизнеса, консультации и обучение тех, кто начинает свое дело. Примером одной из программ, нацеленных на улучшение положения женщин во всех сферах жизни канадского общества может служить «Федеральный план гендерного равенства: почва для начала следующего столетия». Такие меры правительства сыграли позитивную роль и продолжают оказывать положительное воздействие на становление женского бизнеса. В системе мер особую роль сыграла Национальная политика по предпринимательству, призванная улучшить климат для предпринимательства в стране. Чрезвычайно важным в ней являлось то, что развитие женского бизнеса признавалось приоритетным направлением. Активную поддержку в реализации правительственной политики оказывают многообразные женские организации Канады, которые организуют специальные форумы, проводят встречи в провинциях и территориях страны, создают специальные страницы на своих Интернет-сайтах для деловых женщин.
Однако следует отметить тот факт, что канадки, как и женщины многих других стран мира, сталкиваются с барьерами на пути развития собственного крупного бизнеса. Среди этих препятствий следует выделить наиболее серьезные:
- ограниченный доступ к финансово-кредитным потокам;
- дискриминация по признаку пола, осложненная национальными, этническими, культурными и другими факторами;
- необходимость сочетания семейных, репродуктивных и родительских обязанностей;
- глобализация экономики, обостряющая международную конкуренцию;
- недостаточная представленность женщин на уровне принятия решений во всех сферах жизни, включая экономическую;
- недостаток осознания существующих специфических барьеров для женщин как социальной группы на пути в «большой» бизнес;
- наследие исторической дискриминации женщин, неравенство «де-факто»;
- живучесть гендерных стереотипов и предрассудков.
Так, например, как отмечает канадский журналист Тайлор Руперт в статье «Женщины зарабатывают меньше мужчин», женщины-собственницы имеют гораздо больше шансов получить отказ в кредите от финансовых институтов по сравнению с мужчинами-владельцами даже при условии одинакового владения собственностью. В случае же предоставления финансирования при одних и тех же характеристиках женщины-предпринимательницы платят более высокие процентные ставки за кредит, чем их коллеги-мужчины. Женщины же, являющиеся представительницами коренного населения и владеющие собственным бизнесом, сталкиваются с еще большими сложностями на старте своего дела, их доступ к кредитным потокам значительно затруднен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение женщины в канадской экономике является противоречивым: наряду с заметным проникновением в ряды собственников, женское население Канады беднее, чем мужское, и продолжает испытывать на себе дискриминацию на рабочем месте. Неслучайно в стране сложилась несколько парадоксальная ситуация. С одной стороны, с учетом женской зарплаты по отношению к мужской Канада оказывается на 47 месте из 55 стран мира, которые были исследованы под эгидой ООН. С другой, государственные стратегии предпринимательства и создания новых рабочих мест выигрывают от признания в Канаде женских интересов и успеха развития женского предпринимательства.
Для того, чтобы улучшить обстановку в сфере предпринимательства, нам представляются целесообразными следующие меры. Во-первых, необходимо осуществлять постоянные контакты со средствами массовой информации по таким направлениям, как:
- формирование у женщин адекватного представления о сущности рынка и их перспективах в сфере предпринимательства;
- пропаганда опыта женщин, достигших успеха в сфере малого бизнеса;
- освещение опыта деятельности женских организаций.
Кроме того, возможно создание и поддержка новых форм социально ориентированного предпринимательства, направленного на трудоустройство женщин, теряющих работу. Необходимыми являются также отбор и разработка программ обучения, психологической адаптации и тестирования, ориентированных на различные социально-профессиональные группы женщин.
Благодаря осуществлению этих несложных мер Канаде удастся приблизить решение такой острой на сегодняшний день проблемы как дискриминация по признаку пола в экономической сфере жизни общества.
Библиографический список
Источники:
1 Equality Between Women and Men [Электронный ресурс] // Canadian International Development Agency. 03.12.2009. - Режим доступа : http://www.acdi-cida.gc.ca/equality. - 19.12.2010.
2 Labour force characteristics by age and sex. Table 1 [Электронный ресурс] // Statistics Canada. 05.11.2010. - Режим доступа: http://www.statcan.gc.ca/subjects-sujets/labour-travail/lfs-epa/t101105a1-eng.htm. - 23.11.2010.
3 Setting the Stage for the Next Century: The Federal Plan for Gender Equality [Электронный ресурс] // Foreign Affairs and International Trade Canada. 1995. - Режим доступа : http://dsp-psd.pwgsc.gc.ca/Collection/SW21-15-1995E.pdf. - 19.12.2010.
4 Society and community. Women and gender [Электронный ресурс] // The Daily. 23.11.2010. - Режим доступа: http://www.statcan.gc.ca/subject-sujet/subtheme-soustheme.action?pid=75&id=78&lang=eng&more=0. - 23.11.2010.
5 Statement by the Honourable Helena Guergis, P.C., M.P. Canada´s Minister of State (Status of Women) at the 54th Session of the United Nations Commission on the Status of Women (Beijing+15) [Электронный ресурс] // Status of Women Canada. 02.03.2010. - Режим доступа : http://www.swc-cfc.gc.ca/med/sta-dec/2010/0302-eng.html. - 19.12.2010.
Литература:
6 Гендер и глобализация: теория и практика международного женского движения [Электронный ресурс] / Под ред. Е.А. Баллаевой // Московский центр гендерных исследований. - ИСЭПН РАН. 2003. - Режим доступа: http://gender.ru/pages/library/books/globalizatcija.php.%20-%2025.11.2010.
7 Исраелян Е.В. Проблемы гендерного равенства в Канаде: внутриполитические и международные аспекты / Е.В. Исраелян // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - №3. - С. 24-41.
8 Чистякова В.Е. Гендерное равновесие как индикатор устойчивости социально-экономической системы [Электронный ресурс] / В.Е. Чистякова // Вестник Российской Академии Естественных Наук. Серия экономическая. 2009. - Режим доступа: http://www.raen.info/files//04.pdf. - 25.11.2010.
9 Robertson Brandy Women in the Canadian Labour Movement [Электронный ресурс] / Brandy Robertson // Suite 101. 18.02.2010. - Режим доступа : http://www.suite101.com/content/women-in-the-canadian-labour-movement-a204672. - 19.12.2010.
10 Taylor Rupert Canadian Women are Paid less than Men [Электронный ресурс] / Rupert Taylor // Suite 101. 28.01.2010. - Режим доступа : http://www.suite101.com/content/gender-equality-in-canada-a195117. - 19.12.2010.