Большинство аналитиков сопоставляют масштаб действия современного экономического кризиса с Великой депрессией 1929 г. Основанием для этого являются такие показатели как: уровень безработицы, размер ВВП, ситуация на крупнейших фондовых рынках, уровень промышленного производства и др.
Ответными действиями ведущих экономических игроков стали различные программы, целью которых была стабилизация положения, как в собственной стране, так и на мировом рынке. В разных странах антикризисные меры правительства вызывали различное отношение к ним со стороны населения. Европу захлестнули массовые акции протеста, вызванные жесткими антикризисными мерами правительств. Забастовки имели место в Испании, Италии, Греции, Франции, Великобритании, Бельгии и других странах. Кульминацией протеста антикризисным мерам правительств Европы стала крупнейшая за последние 10 лет забастовка европейцев в Брюсселе, в которой приняли участие представители 27 стран ЕС. В ней приняли участие представители Исландии и Сербии, т.е. стран, которые готовятся к вступлению в сообщество, а также Норвегии, которая никогда в ЕС не входила, но глубоко интегрирована в единый европейский рынок. В то же время можно говорить о том, что в США акций подобного масштаба не происходит.
Поэтому цель нашей работы - проанализировать реакцию населения США на антикризисные действия правительства Б. Обамы. Для выполнения вышеозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть антикризисные меры, предпринятые правительством США;
2. охарактеризовать причины отсутствия в США акций протеста сопоставимых по масштабам с европейскими;
3. выявить изменения, произошедшие в американском обществе в результате экономического кризиса.
3 октября 2008 г. Конгресс США одобрил так называемый План Полсона (Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA)) стоимостью 700 млрд.$, который представлял собой попытку республиканской администрации Дж. Буша стабилизировать ситуацию в стране, за счет выкупа «проблемных активов» у банков[i]. Показательно, что Б. Обама в свое время поддержал «План Полсона» и дополнил его освобождением пенсионных накоплений от налогов, увеличением пособия по безработице и отменой уплаты подоходного налога по этим пособиям, а также налоговыми льготами для компаний, создающих новые рабочие места[ii]. Данный антикризисный пакет вызвал массу критики со стороны как американской, так и мировой политической и экономической элиты и ни к каким значимым изменениям в экономике не привел.
В свою очередь, одержав победу на президентских выборах, Барак Обама начал разрабатывать свою антикризисную политику. Он решил начать с формирования экономической команды для выработки эффективных антикризисных мер. Так, во главе Комиссии по экономическому восстановлению (Economy Recovery Advisory Board) встал 81-летний Пол Волкер, который являлся главой ФРС во времена президентства Картера и Рейгана. Профессор экономики Йельского университета Олег Цывинский среди важных членов экономической группы президента называет так же: Остана Гулсби, который являлся советником Обамы по экономике во время его предвыборной кампании и профессором Чикагской бизнес-школы; Ларри Саммерса бывшего министра финансов в администрации президента Клинтона; Кристину Ромер, которая в основном занималась научными публикациями по макроэкономике, и Тима Гайтнера, в свое время возглавлявшего отделение ФРС в Нью-Йорке[iii]. После того, как команда была сформирована, началась выработка плана вывода страны из рецессии. В результате уже в январе 2009 г. президент выступил с антикризисной инициативой в вирджинском университете имени Джона Мейсона. Основные положения плана Обамы касались сфер образования, здравоохранения, инвестирования в энергетику и энергосберегающие технологии, необходимость создания системы общественных работ и инвестиций в науку, исследования и технологии[iv]. 14 февраля 2009 г. Конгресс одобрил антикризисный план Администрации, получивший название «План Американского Восстановления и Реинвестирования» (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Цель: создать рабочие места и способствовать экономическому росту в стране; помочь наиболее пострадавшим в процессе рецессии слоям населения; увеличить инвестиции в науку и здравоохранение, а так же в инфраструктуру, для продолжительного получения прибылей; стабилизировать бюджеты штатов и федерации. Всего на программу планировалось потратить по первоначальным данным 787 млрд.$, затем сумма варьировалась от 800 млрд.$ - 900 млрд.$. На основании «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования»[v], работ таких авторов как Н. Кричевский[vi], М. Калашников[vii], И. Зубаревой[viii], а так же материалам СМИ можно систематизировать наиболее значимые меры американской Администрации:
Сфера Помощь безработным
|
Принимаемые меры Создание более 3 млн. рабочих мест, увеличение сроков выплаты пособия по безработице до 26 недель, увеличение финансирования программ переподготовки и повышения квалификации, увеличение продовольственной помощи нуждающимся, помощь в поиске работы пожилым американцам. |
Здравоохранение |
введение электронных историй болезней для улучшения качества медицинского обслуживания и снижения риска врачебных ошибок, увеличение финансирования программ медицинского страхования. |
Образование |
переоборудование школ, колледжей и университетов современными классами, библиотеками и лабораториями, техническое переоснащение образовательных учреждений. |
Инфраструктура |
обновление инфраструктуры за счет ремонта разбитых дорог, мостов и школ, а так же строительства новых, реновацию железных дорог, модернизацию аэропортов, реконструкция энергосистемы, инвестирование в науку и поиск альтернативных источников энергии. |
Налоги |
Сокращение налогов для создания новых рабочих мест и обеспечения оплачиваемой работы: предоставление прямых налоговых льгот 95% американских работников, стимулирование инвестиций и увеличение числа рабочих мест для американских предприятий. В программу включен пункт о дополнительном налоговом кредите в размере $1 тыс. для семьи. и $500 - для индивидуального налогоплательщика. |
Кроме того, важным в антикризисной программе США является тот факт, что все действия правительства по реализации пунктов программы стали общедоступными. Так, План Обамы предполагал строгую отчетность за потраченные суммы, которая должна была выноситься на специальный сайт для того, чтобы любой желающий мог получить доступ к данной информации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа была ориентирована на создание более прочного взаимодействия между правительством и населением, а так же укрепления степени доверия социальных масс к государству.
Рассмотрев основные пункты антикризисной программы США, мы можем перейти к причинам отсутствия в этой стране столь массовых акций протеста против антикризисных действий государства подобных европейским.
Во-первых, среди всех стран мира США проводят наиболее активную антикризисную политику. Такой вывод можно сделать, проанализировав данные Министерства Труда США(U.S. Bureau of Labor Statistics), работы Л. Саенко[ix], К. Холодковского[x], И. Зубаревой[xi], которые сходятся в том, что антикризисная программа США действительно является действенной по сравнению с мерами, предложенными странами Старого Света. К примеру, согласно данным Министерства Труда США в декабре 2010 г. произошло снижение уровня безработицы[xii]:
Так, исходя из данных, представленных на графике, мы можем проследить, что с 2007 г. в США уровень безработицы неуклонно возрастал и в конце ноября 2009 г. достиг максимальной отметки в 10%. В свою очередь Программа Обамы была ориентирована именно на долгосрочную перспективу. В результате в настоящий момент уровень безработицы в США составляет 9,4% (в июле 2010 г.- 9,5%). В то же время в ряде стран ЕС уровень безработицы достиг 10% отметки по сравнению с июнем 2008 г. - 6,5%[xiii]:
Показательны данные, полученные во время опроса, проведенного весной 2009 г. в США, Великобритании и Германии Ciao Surveys Соmраnу. Если в США соотношение между теми, кто полагает, что правительство справляется с кризисом, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, составило 1 к 3 (9% против 27%), то в Германии - 1 к 5,5 (6% против 33%), а в Великобритании - 1 к 7 (5% против 35%). Вместе с тем почти половина опрошенных во всех трех странах (49% в США, 47% в Германии и 46% в Великобритании) выбрала опцию «пока не справляется, но старается»[xiv].
Во-вторых, основываясь на американских законодательных актах, касающихся деятельности профсоюзных организаций рабочих, а так же работ М. Дорфмана[xv], И. Петровой[xvi], Г. Поляка[xvii] можно сделать вывод о том, что особенностью США является существенная ограниченность деятельности профсоюзов. Так, в США широко распространены коллективные договоры, в которые обычно входит условие отказа от забастовок. Но даже если какой-то профессиональной организации захочется бастовать, она должна прежде получить разрешение суда и органа Управления по трудовым отношениям - иначе забастовка будет признана незаконной, а ее участники уволены. Такое положение профсоюзов начало складываться еще в период Великой депрессии. Тогда в рамках Нового Курса президента Ф.Рузвельта 5 июля 1935 г. был принят закон Вагнера (официальное название - Национальный закон о трудовых отношениях, National Labor Relations Act). Согласно данному Акту рабочие получили право организации профсоюзов, а так же закон легализовал их право на некоторые виды забастовок. В свою очередь, закон запрещал предпринимателям отказываться от заключения коллективного договора, создавать собственные профсоюзы при своей компании, запрещал дискриминацию при найме или увольнении по мотивам профсоюзной деятельности. Тем не менее, являясь федеральным актом, закон распространялся только на работников, занятых на предприятиях федерального значения[xviii]. В1947 г. был принят Закон Тафта-Хартли, который, по сути, заменил Закон Вагнера и являлся антипрофсоюзным по своей направленности. Он был призван создать механизм пресечения незаконных забастовок. Основные положения закона были следующими: запрет некоторых видов забастовок, в том числе вторичных бойкотов, стачек солидарности, пикетирование предприятий, забастовки государственных служащих, стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и др. Был разработан механизм, позволяющий избегать крупных забастовок, подрывающих экономику страны: в частности вводилась возможность отсрочить забастовку на 80 дней для опроса рабочих относительно приемлемости предложений нанимателя[xix]. Михаэль Дорфман приводит интересный факт: «Исследование, проведенное в Корнельском Университете, совместно с Госкомиссией по торговому дефициту показывает, что работодатели постоянно влияют на действия профсоюзов. Сторонников профсоюзов преследуют и увольняют. По данным исследования, 25% частных работодателей практикуют незаконное увольнение активистов за создание профсоюзов. Больше 2/3 практикуют использование управленческого звена для давления на рабочих, беседы «один на один». 92% работодателей оказывают давление на рабочих для участия в антипрофсоюзных митингах и собраниях и запрещают профсоюзные собрания на территории своих компаний. За последние 45 лет резко выросло число работодателей, решением суда вынужденных компенсировать незаконное увольнение работников за их желание создать профсоюз. Наказания и штрафы такие незначительные, что работодателю стоит понести штраф и списать в расход»[xx]. Кроме того, если в Европе чаще всего принято «выходить на улицы» для протестных акций, то в Америке наиболее распространенной формой протеста являются частные и коллективные судебные иски. Таким образом, можно сделать следующий вывод: одной из наиболее важных причин невозникновения в США серьезных забастовок является слабость профсоюзов, вызванная спецификой американского законодательства.
В-третьих, К. Холдковский в своей статье «Антикризисные меры и общество»[xxi] говорит о том, что страны Европы гораздо больше США ограничены в средствах на антикризисные программы. Ведь действительно, в то время как программа США ориентирована на выделение дополнительных средств и увеличение разного рода выплат, европейские программы направлены на жесткую экономию государственных средств и сокращение расходов, что по-мнению населения приводит лишь к снижению уровня жизни и росту безработицы. В результате большинство европейских акций протеста прошли под лозунгом «Нет сокращениям госбюджета, замораживанию зарплат, урезанию социальных выплат». В экспертном сообществе сложилось мнение согласно которому, Европа стоит на пороге социального взрыва. В США же принятие Плана Американского Восстановления и Реинвестирования помогло вернуть как доверие инвесторов, так и потребителей, т.е простых американцев. В результате крупных антикризисных протестов, подобных европейским, в США не последовало.
Тем не менее, в Штатах не все настолько хорошо. Так, 4 марта 2010 г. в США прошел День Действий и Забастовок в сфере образования против плана Обамы-Шварценеггера по приватизации образования. Протестные действия начались в Университете Калифорнии, и вылилась 4 марта в объединенное сопротивление образовательной сферы. В результате в забастовке приняли участие студенты и работники всех секторов образования 34 штатов США. Массовые акции протеста включали забастовки, остановку работы, марши, шествия, сидячие протесты, захваты зданий учебных заведений и перекрытия дорог. Требования были направлены против увольнений и сокращения заработков работников, роста платы за обучение, сокращений количества дисциплин и упразднения подразделений университета, приватизации средних школ и программы Обамы «Путь наверх» (Программа конкуренции между школами за бюджет на рейтинговой основе). Массовые манифестации прошли в Окленде (1500), Сан-Франциско (10000), Сан-Диего (3000) и Лос-Анджелесе (3500)[xxii].
Кроме того, наблюдатели говорят о том, что основным следствием кризиса и антикризисной политики, а так же последовавшими изменениями в политической и экономической сферах явилось увеличение числа праворадикальных групп. Об этом свидетельствуют данные доклада, подготовленного американской общественной организацией Southern Poverty Law Center (SPLC). Согласно данным организации в стране действует 932 подобные организации, включая неонацистов, неоконфидератов, белых националистов и.т.д.. SPLC называет такие группы - «группами ненависти» (hate groups).
Интересно, что большинство вновь появившихся праворадикальных структур ориентировано на борьбу с увеличивающимся потоком мигрантов. Это связывают с тем, что мигранты готовы работать в худших условиях и за меньшие деньги, в результате работодатели нанимают на работу именно их, а часть американцев, в свою очередь лишается заработка. Наибольшее число «групп ненависти» располагается в штатах-центрах иммиграции (Техас - 66 и Калифорния - 60).
В настоящее время страны мирового сообщества находятся в процессе поиска действенных программ выхода из кризиса. Одной из помех на их пути остаются масштабные акции протеста, проходящие во многих странах. Проанализировав процессы, происходящие в мире, многие аналитики говорят о том, что Европа находится на пороге социального взрыва. В этом случае показателен пример США, в которых на протяжении современного финансово-экономического кризиса хоть и происходили забастовки, но они не носили столь масштабного и продолжительного характера как европейские протесты, нередко парализующие работу транспортного сообщения, органов государственной власти и др.. Таким образом, именно в США создаются наиболее благоприятные условия для борьбы с кризисом и дальнейшего вывода из него остальных стран мира.[i] H.R.1424 Emergency Economic Stabilization Act of 2008 [Электронный ресурс] // The United States Senate Official Website. 1995. URL : http://www.thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/Z?d110:HR1424 ( дата обращения : 12.01.2011 ) .
[ii] Казанцев Э. Ф. Уроки финансового кризиса [Электронный ресурс] // URL : http://www. http://www.interun.ru/ss/interun/u/files/efk2.pdf ( дата обращения : 04.01.2011 ) .
[iii] «Обама выбирает умных». Интервью профессора Йельского университета [Электронный ресурс] // The new times. 2001. URL : http://www.newtimes.ru/article/deal/3178 ( дата обращения : 04.01.2011 ) .
[iv] Text of Obama Speech on the economy [Электронный ресурс] // CNBC. 2000. URL : http://www.senate.gov ( дата обращения : 06.01.2011 ) .
[v] H.R.1-American Recovery and Reinvestment Act of 2009 [Электронный ресурс] // The United States Senate Official Website. 1995. URL : http://www.thomas.loc.gov/cgi-bin/query/D?c111:8:./temp/c111c18ES1:: ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[vi] Кричевский Н. План Обамы vs. План Путина [Электронный ресурс] // apn. 1999. URL : http://www.apn.ru/publications/artucle21386.htm ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[vii] Калашников М. На что нацелен план Обамы? [Электронный ресурс] // ruska-pravda. 2000. URL : http://www.ruska-pravda.com/index.php/20081125757/stat-i/politika/q-q.html ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[viii] Зубарева И. Антикризисные меры: опыт США [Электронный ресурс] // rusconsult. 2002. URL : http://www.rusconsult.ru/cms-news.php ( дата обращения : 06.01.2011 ) .
[ix] Саенко Л. Антикризисный план Обамы на $900 млрд. многим не кажется панацеей [Электронный ресурс] // rian. 2006. URL http://www.rian.ru/crisis_news/20090328 ( дата обращения : 04.01.2011 ) .
[x] Холодовский К. Антикризисные меры и общество [Электронный ресурс] // Финансы, право, менеджмент. 1994. URL : http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-10-14/anticrizisnie-meri-i-obshchestvo..html ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[xi] Зубарева И. Антикризисные меры: опыт США [Электронный ресурс] // rusconsult. 2002. URL : http://www.rusconsult.ru/cms-news.php ( дата обращения : 06.01.2011 ) .
[xii] Unemployment in November 2009 [Электронный ресурс] // The U.S Bureau of Labor Statistics Official Website. 1995. URL : http://www.bls.gov/opub/ted/2011/ted-20110103.htm ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[xiii] В ряде стран ЕС уровень безработицы увеличился до 10% [Электронный ресурс] // newskey. 2003. URL : http://www.newskey.ru/news/17303 ( дата обращения : 07.01.2011 ) .
[xiv] Холодовский К. Антикризисные меры и общество [Электронный ресурс] // Финансы, право, менеджмент. 1994. URL : http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-10-14/anticrizisnie-meri-i-obshchestvo..html ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[xv] Дорфман М. Профсоюзы в Америке [Электронный ресурс] // Michael Dorfman´s Essential. 2004. URL : http://www.lamer/hav.wordpress.com/америка/профсоюзы-в-америке ( дата обращения : 06.01.2011 ) .
[xvi] И. Петрова Забастовки неизбежное зло? [Электронный ресурс] // mignews. 2004. URL : http://www.mignews.com/news/analitic/world.html ( дата обращения : 04.01.2011 ) .
[xvii] Поляк Г. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны мира (История мировой экономики) [Электронный ресурс] // allengecon. 2001. URL : http://www.alleng.ru/d/econ/econ033.htm ( дата обращения : 04.01.2011 ) .
[xviii] Full text of National Labor Relations Act [Электронный ресурс] // Resourcing for union organizing. 2004. URL : http://www.union-organizing.com/nlra.html-NLRA ( дата обращения : 07.01.2011 ) .
[xix] The Taft-Hartley Act [Электронный ресурс] // Vi.Uh.Edu. 1999. URL : http://www.vi.uh.edu/pages/buzzmat/tafthartley/The Taft-Hartley Act ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[xx] М. Дорфман Профсоюзы в Америке [Электронный ресурс] // Michael Dorfman´s Essential. 2004. URL : http://www.lamer/hav.wordpress.com/америка/профсоюзы-в-америке ( дата обращения : 06.01.2011 ) .
[xxi] Холодовский К. Антикризисные меры и общество [Электронный ресурс] // Финансы, право, менеджмент. 1994. URL : http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-10-14/anticrizisnie-meri-i-obshchestvo..html ( дата обращения : 03.01.2011 ) .
[xxii] Международные новости «День действий и забастовок 4марта» [Электронный ресурс] // igmsu.org. 2010. URL : http://www.igmsu.org/news?itemid=34 ( дата обращения : 07.01.2011 ) .
[xxiii] Southern Poverty Low Center_Hate Map [Электронный ресурс] // splcenter. 2000. URL : http://www.splcenter.org/get-informed/hate-map ( дата обращения : 08.01.2011 ) .